Информатика
Проектирование
Геометрия
Алгебра
Курсовой
Графика
Электротехника
Задачи

Сопромат

Лабораторные
Методика
Физика
Чертежи
Энергетика
Математика
Реактор

Из построек зрелой готики не соборного типа заслуживают внимания придворные и дворцовые капеллы, наиболее замечательной из которых является Сен Шапель в Париже, построенная в 1243—1248 гг..

Эта капелла была построена по заказу Людовика IX Святого для хранения реликвии - Тернового венца. Король купил эту реликвию в Венеции в 1239 году, куда она была привезена из Константинополя. Создатель капеллы Пьер де Монтеро решил построить две церкви - одну над другой, и обе они были освящены в 1248 году. Нижняя церковь служит как бы высоким основанием для всей конструкции, от нее поднимаются вверх колоссальные окна, заканчивающиеся стрельчатыми башенками. Крутая наклонная крыша украшена легкой, изящной мраморной балюстрадой, и этот изысканный элемент архитектуры венчается ажурным, устремленным ввысь шпилем высотой 75 метров. По обеим сторонам фасада возвышаются еще две башни со шпилями; перед фасадом - портик, над которым большое окно-розетка, датируемое XV с сюжетами Апокалипсиса.

Нижняя церковь, небольшая по высоте, около 7 метров, состоит из трех нефов, но основной неф по сравнению с боковыми кажется огромным. Декоративные арки в форме трилистника, опирающиеся на изящные колонны идут вдоль стен. Апсида в глубине церкви имеет многоугольную форму.

В верхней церкви - один огромный неф шириной 17 метров и высотой 20,5 метров. Всю церковь опоясывает высокий плинтус с ажурными мраморными аркадами, прерываемыми глубокими нишами. В третьем пролете находятся две ниши, предназначавшиеся для короля его семьи. У каждого пилястра - статуи апостолов, датируемые XIV веком. Конструкция максимально облегчена, с тем чтобы оставить больше пространства для 15 огромных витражных окон высотой около 15 метров, которые относятся к XIII веку, содержат 1134 сцены и занимают площадь около 600 квадратных метров. Яркими "пламенеющими" красками представлены на них библейские и евангельские сюжеты.

В 14 в. новых больших соборов почти не воздвигали, велись в основном работы по окончанию соборов 13 в. (башни Амьенского и Реймсского соборов, «венок капелл» собора Парижской Богоматери и др.). Из сооружений 14 в. следует упомянуть церковь Сен Овен в Руане. Особенно интересен ее хор с широкими и высокими окнами, уничтожившими стену и заполнившими промежутки между столбами-колоннами.

С XIV в. начинается период поздней готики, во Франции он длится два столетия (XIV—XV вв.). XV век в готической архитектуре называют еще пламенеющей готикой. Позднеготические сооружения перегружены декором, сложной декоративной резьбой и замысловатым узором нервюров (собор в Руане, XIV—XV вв.). Церковь Нотр-Дам в Руане, главном городе Нормандии, один из важнейших памятников готической архитектуры Фран-ции.

Западный фасад собора в Руане — типичный пример «пламенеющей» готики 15 в. Он словно распадается на изящные, но мало связанные друг с другом фрагменты.

Начало строительства относится к 1202. интерьер насчитывает в длину 135 м при ширине 32 м; длина трансепта 51 м. Высота свода главного нефа 28 м. Раскопками выявлены фундаменты романской церкви 1063 с галереей деамбулатория и радиально расхо-дящимися вокруг апсиды капеллами. Та же планировочная схема повторена в готическом Руанском соборе, центральная капелла которого получила название Шапель д'Амбуаз, так как в ней находятся пышные ренессансные гробницы двух кардиналов 16 в., носивших это имя. Обширное алтарное пространство собора окружено колоннадой, что для того време-ни было уже несколько архаичной чертой. Трансепт, сооружение которого началось в 1280, интересен с конструктивной точки зрения. По его наружным углам расположены четыре башни в местном нормандском стиле, обильно украшенные розеттами. Фасады между башнями, с их сияющим кружевным декором, типичны для зрелой, т.н. лучистой готики после 1275. Башня над средокрестием (1514) – в стиле «пламенеющей готики». Ее великолепный, выкованный из железа, шпиль высотой 148 м был возведен в 1829–1876 под руководством Алавуана. В интерьере главный неф отделен от двух боковых любо-пытной арочной преградой, получившей название ложного трифория и расположенной выше основных аркад. Все нефы, главный и четыре боковых, четко выявлены на западном фасаде, построенном в основном в течение 13 в., а в 1509–1530 украшенном замечательным готическим каменным кружевом. Северная башня Сен-Ромен (1202) увенчана колокольней в «пламенеющем стиле», тогда как Масляная башня, Тур-де Бёр (1487), высотой 76 м, вся целиком выстроена в «пламенеющем стиле». Башня была построена на пожертвования людей, делавших их ради отпущения греха – они ели сливочное масло во время Великого поста, отсюда и название. Шпиль центральной башни, разрушенный пожаром в 1822, был заменен шпилем из железа.

Особое место в развитии готического искусства занимают архитектура и скульптура Эльзаса — пограничной с Германией французской области. В условиях характерной для средневековья ранней стадии формирования наций в искусстве Эльзаса особенно тесно переплетались традиции французской и немецкой культуры. Поэтому закономерно, что лучшие произведения искусства Этой области являются общим художественным наследием как французского, так и немецкого народа.

При этом замечательное создание поздней готической архитектуры — Страсбургский собор, воздвигнутый по плану немецких мастеров, во многом развивает своеобразные традиции немецкой школы готической архитектуры. В скульптурах, особенно в статуях западного фасада, весьма сильно выражены также принципы и традиции собственно французского искусства.

Собор сооружался очень долго: от романского периода у него сохранились хор и трансепт; в духе развитой готики строилась продольная часть (до 1276 г.), а часть западной башни (до 1362 г.) и северная башня (до 1479 г.)

несут в себе черты поздней готики. Западный фасад был выполнен в 14—15 вв. в духе поздней готики: порталы обильно украшены скульптурой, над средним порталом воздвигнут двойной вимперг, еще выше — громадная роза.

Своеобразие фасада определяется тонкими вертикальными членениями, как бы вибрирующими, подобно струнам, и придающими ему «арфообразный» вид. Характерно отсутствие эмпор во внутреннем пространстве; новым является использование зоны трифория для дополнительного яруса окон. Главной чертой поздней готики было не дальнейшее совершенствование готической конструкции, а рафинированное усложнение архитектурного декора, в частности применение вырезанных из камня декоративных деталей, напоминающих колеблющееся пламя свечи, что и дало повод назвать такое направление в поздней готике «пламенеющим» стилем.

Особый характер приобрела готическая архитектура в области Пуату и в некоторых районах южной Франции. В Пуату еще в 11 в. был разработан тип зальных церквей романского стиля. С появлением готической конструкции возникла мысль применить ее при сохранении старых принципов планировки.

Западная Римская империя, в отличие от Византии, испытывая бесконечные вторжения на свою территорию варварских племен, приходила в упадок. В 410 году был разграблен Рим как средоточие темных языческих сил. В 476 году был низложен последний римский император Ромул Августул, и этот год практически положил конец рабовладельческой формации, начался отсчет новой средневековой феодальной формации, длившейся десять веков. Варварские народы в силу враждебной настроенности к Риму, не могли принять античные традиции и вынуждены были создавать свой собственный художественный язык.

Курс электрических цепей