Информатика
Проектирование
Геометрия
Алгебра
Курсовой
Графика
Электротехника
Задачи

Сопромат

Лабораторные
Методика
Физика
Чертежи
Энергетика
Математика
Реактор

Отличительной особенностью трехнефных церквей Прованса (Сен Трофим в Арле), церковь в монастырском городе Сен Жиль) является главный портал, представляющий собой однопролетную или трехпролетную арку, богато украшенную скульптурой. Такое решение, возможно, было вызвано обращением к традиции римских триумфальных арок, которые сохранялись на территории южной Франции. В Бургундии и на севере строились преимущественно базиликальные церкви с высоким средним нефом.

Но различия между отдельными романскими школами отнюдь не сводятся только к конструктивным приемам - с ними были неразрывно связаны особенности художественно-образного характера. Обзор наиболее значительных сооружений целесообразно начать с памятников центральной и северной Франции, так как именно в Бургундии и Нормандии развивались те формы романского зодчества, которые, может быть, оказали известное влияние на позднейшую разработку типа готического собора.

Бургундия. Бургундия была одним из самых богатых районов Франции. Расположенная в месте сближения важнейших рек – Луары, Сены и впадающей в Рону Соны, она оказалась в центре естественных путей сообщения, что рано сделало ее средоточием торговли и ремесел. Одновременно Бургундия была центром религиозной жизни Франции и даже не только Франции, ибо влияние расположенного здесь монастыря Клюни выходило далеко за ее пределы. В Бургундии было много клюнийских аббатств, здесь же были основаны монастыри Сито и Клерво – главные обители ордена цистерцианцев, также игравшего видную роль в религиозной и политической жизни. Реликвии многочисленных монастырей и соборов привлекали в Бургундию множество паломников. Извлекая большие доходы из культа реликвий, бургундские монастыри принимали живое участие и в торговле, и в развитии ремесел.

В Бургундии, на родине Клюнийского ордена, где возникло романское искусство, применяли самые разные конструкции свода. Собор аббатства Клюни имел цилиндрический свод в центральном нефе и крестовые в боковых, а в церкви Сен Филибер в Турню главный неф был перекрыт поперечными цилиндрическими сводами, разделенными арками. В Везле же пространство храма перекрыто крестовыми сводами. Порталы бургундских церквей были богато украшены скульптурой, а колонны увенчаны сложными резными капителями. Один из ранних примеров применения крестовых сводов в романской архитектуре – Сент Мадлен в Везеле. Монастырь был основан в 858 году Жирардом Русильонским и, как и Клюни, подчинялся непосредственно Риму. В 1104 году восточные участки каролингской постройки были заменены новыми, а в 1120 году после разрушительного пожара был перестроен центральный неф, сохранившийся до сегодняшнего дня. Сент Мадлен состоит из нартекса, вплотную примыкающего к нефу, и тринадцати пролетов, что на два пролета больше , чем в Клюни III. Однако строение стен храма отличается от клюнийского. Крещатые столбы с полуколоннами со всех сторон несут на себе опоры аркад и поперечных арок сводов во всех трех нефах. Квадратные полупилоны отделяют стены от полукруглых колонн и делают членение травей более четким. Горизонтальный ряд кладки, идущий через все членение стен, отмечает верхнюю границу первого яруса. На гладкой стене над ним расположены окна, обрамленные ребрами крестовых сводов, спускающимися на стену.

И центральный, и боковые нефы Сент Мадлен перекрыты крестовыми сводами. Благодаря более крупным окнам интерьер церкви значительно светлее, чем в храмах с цилиндрическими сводами. Трансепт не имеет боковых нефов и является романским лишь в нижней части: верхние участки трансепта, хор, южная башня фасада и деамбулаторий получили уже черты ранней готики. Пролеты крестовых сводов разделены мощными подпружными арками, выложенными из чередующихся светлых и темных камней, что придает своеобразный облик всему интерьеру. Церковь в Везеле - прекрасный пример той связи с окружающей природой, которая характерна для ряда романских храмов. Она расположена на гребне высокого холма, господствуя над всей окружающей местностью.

В противоположность южной и юго-западной Франции, где довольно свободно относились к правилам богослужения, в Клюни разрабатывали тип базилики, наилучшим образом соответствовавшей католической мессе. В 1089 году аббат Гуго (1049-1109) приступил к строительству третьей церкви Клюни. Уже в 1095 году папа Урбан II освятил главный алтарь и три дальние алтарные капеллы. Окончательное освящение храма состоялось в 1131-1132 годах. Но уже к 1258 году прежде могущественный монастырь превратился в синекуру. В 1790 году обитель была распущена, а в 1798 здание продали под снос. Его начали сносить в 1811 году, и теперь мы знаем только ее план и сохранившиеся южное крыло трансепта, хор, капители и некоторые отдельные элементы.

Это была самая большая церковь тогдашней Европы, длина ее достигала 187 м, длина большого трансепта – 71м, а пролет центрального нефа равнялся 15м. Она имела пять нефов, обширный хор с обходом и венцом капелл, два расположенных в восточной части трансепта и очень длинный нартекс. Как и большинство бургундских храмов, она представляла собой базилику с высоким центральным нефом и низкими боковыми. Высота ее центрального нефа (30 м) была превзойдена лишь готическими церквями. Здание увенчивалось пятью высокими башнями: по сторонам западного фасада, на средокрестии и на концах большого трансепта.

Сооружение такого грандиозного здания с широким и высоким нефом требовало большого конструктивного совершенства. Бургундские архитекторы идут по пути смелого новаторства. Чтобы обеспечить устойчивость свода центрального нефа, они расчленяют его опорными арками, соответствующими членениям крестовых сводов боковых нефов, вводят облегчающую распор стрельчатую форму арки и сводов, укрепляют столбы внутри здания и делают специальные выступы у наружных стен – так называемые контрфорсы.

Декор должен был поражать великолепием. Помимо необычайно красивых капителей, притягивавших взор каждого входящего, все арки, окна и карнизы были окружены полосами скульптурного орнамента, а каждый полупилон имел каннелюры. В огромных канделябрах горели свечи, и их мистический свет падал на мозаики и статуи святых. Курился фимиам, священнослужители были облачены в золотые ризы, золотая и серебряная утварь сверкала драгоценными камнями. И, наконец, в храме звучало пение, составлявшее одну из основных частей литургии.

Нужно представлять, как жили люди в раннее и позднее Средневековье, чтобы понять, сколь сильно действовало на них посещение храма, поражавшее одновременно все чувства. Источником света и тепла служило лишь солнце, поскольку дорогие дрова и свечи были доступны немногим. Музыки народ не знал – разве что пастушескую флейту и примитивные песни, живопись существовала только в монастырях. Простому люду запрещалось носить разноцветные одежды, а их жилища были темными и мрачными. Даже у низших слоев знати в деревенских поместьях жизнь была не многим более обустроенная. Неудивительно, что для верующих церковь Клюни III казалась настоящим чудом, прообразом Небесного Иерусалима.

Ни одна светская постройка той эпохи не могла сравниться с Клюни. Во-первых, светские правители были вынуждены постоянно тратить большие средства на солдат и военное снаряжение, во-вторых, христианская мораль вообще запрещала накапливать богатство и стремиться к роскоши. А сама церковь и монастыри получали крупные и щедрые пожертвования.

Несмотря на впечатление, производимое Клюни III, немногие последовали ее примеру. Не всем нравилась церковная роскошь. В XI веке был основан орден цистерцианцев, презиравших пышность и богатое убранство и возвращавшихся к аскетичным монашеским идеалам. Другая причина заключалась в том, что, несмотря на решение проблемы цилиндрического свода в Клюни III и на его совершенную форму, будущее все же было за нервюрными сводами и готическим стилем. Непосредственно перед освящением Клюни III был возведен великолепный шестичастный свод в Кане, а между 1140 и 1144 годами аббат Сугерий построил первое готическое здание в Сен-Дени. В то же время третья церковь аббатства Клюни с ее строгой конструкцией элементов и точным соблюдением пропорций предчувствовала основные достижения готики.

Одной из построек, образцом для которой послужила клюнийская церковь, является Нотр-Дам в Паре-ле-Мониаль неподалеку (первая половина XII века). Нотр-Дам – миниатюрный вариант Клюни III, что не удивительно, поскольку ее проект тоже разрабатывал клюнийский аббат Гуго. Это красиво расположенная на берегу реки небольшая церковка с сильно выступающим трансептом, высокой шестигранной башней на средокрестии и двумя массивными квадратными башнями на фасаде, между которыми, как в крепостных воротах, зажат вход в храм. Как и клюнийская церковь, она имеет высокий центральный неф со стрельчатым сводом, развитый хор с венцом капелл, довольно значительный по ее масштабам нартекс. В отличие от нерасчлененных храмов Южной и Западной Франции, в наружном облике этой церкви ясно выступают отдельные объемы, из которых складывается здание.

Прообразом иконы считается фаюмский (назван так по месту раскопок) портрет, возникший в Египте в IV веке до н.э. К тому времени искусство мумифицирования утратило прежнее значение и с живых еще людей стали рисовать портреты. Их писали на дощечках красками, замешанными на воске или желтках (темперой), такие портреты висели в доме, а после смерти человека накладывали на лицо, чтобы улетающая и возвращающаяся душа могла найти своего хозяина. Происхождение икон связывают и с портретным культовым изображением римского императора

Курс электрических цепей