История искусства Античный театр Древней Греции Средневековый театр Русское искусство ХVII - ХVIII веков Театр эпохи Возрождения Венская классическая школа Балетный театр Русский драматический театр

Средневековый театр

 Средневековая идеология исходила из представлений о бренности жизни, о тщете помыслов и дел человека. Господство церкви означало запрет светских забав и зрелищ, в их числе и театр.

Народными истоками средневекового театра были крестьянские игры, обряды, празднества. Гистрионы – первые профессиональные актеры, которые владели всеми видами зрелищного искусства, они-то и способствовали формированию театра IХ-ХIII вв. Синкретизм искусства гистрионов {385} выражал мастерство исполнителя. Гистрионы были и выразителями стихийного бунтарства народных масс, они подвергались преследованиям церкви. Несмотря на гонения, искусство гистрионов проникало и в саму церковь, сопровождало религиозные праздники. Постепенно происходит социальное расслоение гистрионов, возникают разнообразные жанры их искусства.

Эпоха становления феодализма связана с развитием прежде всего религиозного театра, религиозно-назидательных жанров: от литургической драмы (IХ-ХIII вв.) к мистерии.

Развитие средневековых городов способствовало возникновению городской, т.е. бюргерской культуры. Так зарождаются первые представления светского театра. «Игра о Робене и Марион» (ок.1280) {386} – самое раннее музыкально-драматическое представление с песнями и танцами. Так в старинных песнях, пастурелях и вирелях ХII-ХIII вв. часто упоминается пляска. Пляской завершалась «Игра о Робене и Марион», принадлежащая трубадуру Адаму де ла Алю. Пастушка Марион просила своего возлюбленного, пастуха Робена: «покажи искусство ног…сделай ловкий поворот». Актер, игравший Робена, удовлетворял ее капризы и любопытство, более того он демонстрировал ей и многие другие свои таланты – искусство жонглера и акробата.

Развитие миракля – это драматизация легенд о святых. «Действо о Теофиле» Рютбефа (ок.1230-1285) поднимает «фаустовскую» тему, изображает переживания героя. Проповедь презрения к земным радостям, среди которых человек не должен забывать о потусторонней жизни, отразилась в теме плясок смерти. Действо средневековья, обращаясь к этой теме, выдавая страх перед концом, заставлял плясать и знатных, и простолюдинов: все люди равны перед лицом смерти. Миракли ХVI в. приближались во многом к жанру бытовой дидактической драмы.

Мистерия стала основным жанром средневекового религиозного театра ХV-ХVI вв. Это шествие в честь бога, которое проходило в течение двух-трех недель. Библейские мистерии, в основе которых был «Ветхий завет», состояли из 50 тысяч стихов, 242 действующих лиц. В эти мистерии вводились исторические сюжеты. Мистерии, посвященные Христу, страстям господним, состояли из 35 тысяч стихов, 392 действующих лиц, проходили в течение четырех дней (4 части). Здесь вводились житейские сценки, например, «Девы разумные и девы неразумные», буффонада в исполнении актеров, гимнастов, жонглеров-рассказчиков смешных историй, трубадуры или труверы, писавшие стихи, а также из духовных лиц ваганты. Методы организации мистериального спектакля: участие всех ремесленных цехов и их состязание на лучшую актерскую игру и оформление. Своеобразие актерского исполнения мистерий заключалось в сочетании примитивной условности и грубого натурализма, приемов аллегорий и элементов буффонады. Упадок жанра происходит в период Реформации ХVI в.

Моралите – назидательная и аллегорическая драма средних веков (ХV-ХVI). Эволюция моралите - от религиозной дидактики к светской. В 1548 г. появилось первое моралите и с этого момента пришел конец средневековой мистерии. В представлениях моралите происходит ослабление аллегорического элемента и усиливается бытовое начало: включаются темы братской любви, зависти и т.д. В моралите нет религиозной тематики, но христианское поучение сохраняется. Традиции этого жанра были использованы авторами ранней гуманистической драмы. Известны моралите под названиями «Нынешние братья», «Осуждение пиршеств».

Фарс (ХV-ХVI) - начало комедийного жанра. Самый демократический жанр средневекового театра. Он выделился из состава мистерии, имеет глубокие народные корни. Фарсы имеют антифеодальную и антиклерикальную направленность. Дошел до нас анонимный фарс ХV в. «Адвокат Патлен» с характерной моралью «на всякого хитреца есть хитрец вдвое». Адвокат находит различные пути, чтобы обобрать богача. Сохраняются элементы патетики и буффонады. Национальная разновидность фарса – фастнахтшпиль в Германии, интерлюдия в Англии.

Фарс способствует выдвижению индивидуального исполнителя, разработке мимики и жеста, усилению приемов трюка и буффонады, развитию сатиры. Вполне естественно, что именно фарс воздействовал на развитие ренессансной комедии. С развитием этого жанра средневековья началось зарождение профессионального театра.

Театр (от греч. theatron - места для зрелища, зрелище), основной род зрелищного искусства. Родовое понятие театра подразделяется на виды театрального искусства: драматический театр, оперный, балетный, театр пантомимы и т.д. Происхождение термина связано с древнегреческим античным театром, где именно так назывались места в зрительном зале (от греческого глагола "теаомай" - смотрю). Однако сегодня значение этого термина чрезвычайно многообразно
Музыкальные стили и направления ХХ века