История искусства Античный театр Древней Греции Средневековый театр Русское искусство ХVII - ХVIII веков Театр эпохи Возрождения Венская классическая школа Балетный театр Русский драматический театр

Театр США новейшего времени

Наступление реакции на демократические права. Маккартизм. Преследование прогрессивных деятелей искусства. Под влиянием кризиса в общественной жизни в театре и драматургии происходит отход от традиций социального искусства, начинается увлечение психологией на фрейдистской основе. Фрейдизм, усматривая истоки конфликта индивидуального и общественного в области психики, и пути его устранения ищет там же – в человеческой психике. Все эти годы продолжает молчать крупнейший драматург Америки Юджин О*Нил. В 40-х годах появляются произведения двух талантливых драматургов, развивающих традиции драмы 30-х г. Начинается борьба леворадикальной молодежи.

 Теннеси Уильямс (1914-1983) – известный современный драматург США. Он показывает трагическую гибель людей в обществе, «где истощился родник человечности». Он выступает противником натурализма и «плоского реализма». Теннеси выступает за «пластический театр», т.е. в его понимании это синтетический театр, использующий разнообразные художественные возможности, среди которых важное место занимает и символ. В подробных ремарках о музыке, освещении, экране, на который должны проецироваться надписи и изображения, особо оговаривает необходимость создания режиссером нужной атмосферы.

Психологическая драма «Стеклянный зверинец» (1945), образец «поэтического реализма». В центре драмы – судьба семьи, не сумевшей найти место в жестокой буржуазной действительности. Здесь выступает два плана: конкретно-бытовой и символически-поэтический. Образы-символы помогают понять внутренний мир человека, лучше прояснить основной социально-психологический конфликт драмы. Проникновение неофрейдистских элементов в драму «Трамвай «Желание» (1947). Это уже не элегия, а трагедия. Безнадежные усилия Бланш найти доброту, любовь, счастье, справедливость трагичны, но она и в этом жестоком мире сохраняет духовную непримиримость. Так же как и Лаура из «Стеклянного зверинца», Бланш яростно борется за то, чтобы выжить. Гуманистические мотивы драм «Орфей спускается в ад» (1957) и «Ночь игуаны» (1962). Поэтичность пьес Уильямса, их повышенная, острая эмоциональность принесли успех и мировую славу автору. Мастерство психологического анализа, использование образов-символов, их идейно-художественные функции направлены на воплощение идеи поисков любви, добра и человечности в бесчеловечном мире. Его пьесы – это протест против буржуазных ценностей.

Артур Миллер (р.1915). На его творчество оказали влияние социально-психологическое драмы 30-х гг., а также аналитические драмы Ибсена. «Все мои сыновья» (1947) – это критический показ американской жизни. За эту пьесу и «за откровенную и бескомпромиссную постановку актуальной и важной темы, за искренность письма» ему была присуждена премия критиков Нью-Йорка. Трагедия среднего американца, гибель иллюзий «успеха» показана в драме «Смерть коммивояжера» (1949). Эту пьесу назвали в газетах «бомбой замедленного действия, заложенной под здание американизма». Своеобразие художественных приемов, преодоления ограниченности бытового реализма. Историческая драма «Сейлемский процесс» (1952), направленная против маккартизма и разгула послевоенной реакции в США. Использование приемов античной драматургии в пьесе «Вид с моста» (1955), тема ответственности человека перед обществом - «После грехопадения» (1964) и «Случай в Виши» (1965).

На рубеже 50-60-х годов выступил Эдвард Олби (р.1928). Он принадлежит к тому поколению авторов, творчество которых отразило резкий поворот от молчания к духовному, а отчасти и социальному протесту. Олби не только обнажает бесчеловечность американского общества, как пьесы Уильямса и Миллера, но его идеи выражают бунт, характерный для нового поколения американцев. Его творчество некоторые относят к «абсурдистам», другие к реалистам. Сам драматург считает себя «эклектиком». Влияние идей экзистенциализма и приемов «театра абсурда» нашли отражение в пьесе «Крошка Алиса» (1964). К психологическим пьесам, изображающих трагическое одиночество человека, – «Случай в зверинце» (1958). Обличению расовой дискриминации относится пьеса «Смерть Бесси Смит» (1959). Трагикомедия «Кто боится Вирджинии Вульф» (1962) отражает глубокие противоречия действительности. Эта пьеса принесла ему мировую славу. Начав с пошлой ссоры, герои проходят через ряд откровений и открытий, выявляя свои надежды, пороки, тайные иллюзии, мучительную самоиронию, напрасные попытки прорваться сквозь отчуждение, если не через любовь, то хотя бы через ненависть. Это их жизнь, но одновременно это и игра. Жизнь и иллюзия сливаются воедино. Образы обрисованы с такой силой, что они стали воплощением не только современных американцев, но и всей западной цивилизации. Эта пьеса была воспринята как «пляска смерти на могиле западной культуры».

Олби умеет верно передать отчаяние современного человека, «навечно загнанного в одиночную камеру свей шкуры» (Уильямс). Олби рассматривает театр как общественно важное явление, отражающее духовно-нравственное состояние общества. В одном из своих выступлений он сформулировал свои цели: «Я анализирую американскую действительность, обрушиваясь на подмену в нашем обществе подлинных ценностей искусственными, обличая жестокость, опустошенность и выхолащивание всего человеческого».*

Проблему отчуждения и распада личности Олби решает, прибегая как к драматическим, так и комедийным краскам. В остросатирических комедиях «Амеиканский идеал» (1960) и «Все в саду» (1967) он разоблачает тех, подчинился бесчеловечным порядкам, потерял самого себя и превратился в марионетку.

Ларрейн Хэнсберри (1930-1965) – негритянский драматург, утверждает идею равноправия белых и черных людей в пьесе «Изюминка на солнце» (1959). Развитие этих мотивов в пьесах Джеймса Гоу и Арно д, Юссо «Глубокие корни» (1945) и «Блюз для мистера Чарли» (1960) Джеймса Болдуина.

Театр и актерское искусство. Господство коммерческого театра, развлекательный характер репертуара. Отсутствие постоянных трупп.

Движение внебродвейских театров. Организация в 1964 г. в Нью-Йорке репертуарного театра Линкольновского центра. Его значение как стационарного театра. Кризис театра, его отказ от репертуарной политики и постоянной труппы. Создание репертуарных театров в других городах США: театр «Арена стейдж» в Вашингтоне (руководитель Зелда Фичендлер) в 1951 г. Значение внебродвейских некоммерческих театров для развития сценического искусства США в 50-60-х гг. Экспериментальный театр «Круг в квадрате» во главе с режиссером Хозе Кинтеро (р.1924), осуществивший с успехом «серьезные» пьесы Уильямса, О*Нила, Уайлдера. Роль «Театра 4-й улицы» Дэвида Росса в постановках пьес Чехова и Ибсена. Именно в «маленьких» театриках Гринвич-Вилледжа, прозванного «нью-йоркским Сонмартром» идут интересные спектакли. На полутемных улочках, в тесных залах, в душных подвалах, в бывших церквах начинающие режиссеры, драматурги, актеры, художники пробуют свои силы, экспериментируют. Там главное – искусство, а не деньги.

Искусство, в особенности искусство театра, становится для молодежи, не принимающей буржуазных норм, одной из форм борьбы. «Новые левые» решительно не приемлют бродвейские принципы коммерции и развлекательности. Бунтующая молодежь развертывает движение «вне-вне-Бродвея». – политического театра, отвергающего все устаревшее. Отказывается от зрительного зала с удобными креслами, радикальные театры выходят на улицы и площади. Агитспектакли стали трибуной бунтующего студенчества, манифистацией против войны во Вьетнаме. Признанным лидером такого движения театров стал «Ливинг тиэтр» («Живой театр») во главе с художником Джулианом Беком (р.1925) и режиссером Джудит Мэлайна (р.1926), учениками Э.Пискатора. Здесь ставятся пьесы Брехта, Пиранделло и современного американского драматурга Дж.Гелбера.

*История зарубежного театра. В 4-х томах Ч.4. М., 1987. С.411.

Получает развитие негритянский театр: в послевоенные годы создан Свободный негритянский театр (передвижной), играющий в городах «черного пояса» США. Новый театр «Лафайетт» в Гарлеме. Выдающийся актер Поль Робсон (1898-1975), который дал гуманистическую трактовку образу Отелло. Состоялись гастроли артиста в Западной Европе и СССР.

В 70-80-х гг. активно развиваются местные театры или региональные, которые стремятся установить связь с родным городом и сделать театр частью культурной жизни, нести культуру людям. Театр не только показывает спектакли, но и организовывает детские группы, проводит занятия с желающими, устраивает выезды в школы, студенческие утренники.

Эволюция жанра мюзикла от «Оклахомы» Ричарда Роджерса (1943) к «Моей прекрасной леди» Фредерика Лоу (1956), «Вестсайдской истории» Леонарда Бернстайна (1957) и «Человеку из Ламанчи» (1965) М.Ли. Демократизм этого жанра, его синтетический характер. Режиссеры, балетмейстеры и актеры мюзикла: Рубен Мамулян, Джером Роббинс, Рекс Гаррисон.

Театральная школа «Актерская студия» (с 1946) – центр театральной педагогики. Влияние системы Станиславского на методы работы руководителей студии Ли Страсберга и Элиа Казана (постановщика пьес Т.Уильямса и А.Миллера). Выпускники студии – Марлон Брандо, Рода Стайгер, Морин Степплтон, Джейн Фонд, Джулия Харрис.

Именно в эпоху Возрождения произошло большинство революционных преобразований в театральном деле; позже, вплоть до новейшего времени, история театра шла уже по поступательной линии - дальнейшего совершенствования, но не принципиальной перестройки. Кардинальные изменения в сфере искусства этого периода были связаны с трансформацией общей идеологической доктрины
Музыкальные стили и направления ХХ века