Часы-браслет Pandora    + серьги Dior

Часы-браслет Pandora + серьги Dior

Заработок для студента

Заработок для студента

 Заказать диплом

Заказать диплом

 Cкачать контрольную

Cкачать контрольную

 Курсовые работы

Курсовые работы

Репетиторы онлайн по любым предметам

Репетиторы онлайн по любым предметам

Выполнение дипломных, курсовых, контрольных работ

Выполнение дипломных, курсовых, контрольных работ

Магазин студенческих работ

Магазин студенческих работ

Диссертации на заказ

Диссертации на заказ

Заказать курсовую работу или скачать?

Заказать курсовую работу или скачать?

Эссе на заказ

Эссе на заказ

Банк рефератов и курсовых

Банк рефератов и курсовых

История искусства Античный театр Древней Греции Средневековый театр Русское искусство ХVII - ХVIII веков Театр эпохи Возрождения Венская классическая школа Балетный театр Русский драматический театр

Музыкальные стили и направления ХХ века

Модернизм {397} - одно из ведущих направлений в искусстве. Модернисты всех видов – авангардисты, додекафонисты, атоналисты и другие - «изобретатели» в музыке, обостренное внимание узкотехническим приемам. Новые идеи и новые музыкальные определения (от влияния импрессионизма в живописи): звуковая краска, инструментальный колорит, гармонические пятна, тембровая (или тембральная) палитра.

Импрессионизм {416} на рубеже ХIХ – ХХ вв. наиболее ярко развивается во французской музыке. Он явился откликом музыкантов на новое направление французского изобразительного искусства. В фортепьянных и оркестровых пьесах-эскизах ощущается особая новизна ощущений, вызванные созерцанием природы. В них - многогранный мир природы и личные переживания музыканта-поэта. Яркие представители Клод Дебюсси (1862-1918) и Морис Равель (1875-1937). Они обогатили композиторское мастерство – гармонии, мелодики, оркестровки, формы.

Произведения Дебюсси - фортепьянные и вокальные миниатюры, пьесы для камерных ансамблей, три балета, лирическая опера «Пелиас и Мелизанда». Известные оркестровые пьесы «Послеполуденный отдых фавна», цикл «Ноктюрны» («Облака», «Празднества» и «Сирень»), цикл «Иберия» (три зарисовки природы и быта Южной Испании) и фортепьянные миниатюры «Остров радости», «Лунный свет», «Сады под дождем» и др.

Творчество Равеля имеет определенные отличия от Дебюсси. Рисунок сочинений более острый, резкий, краски более четкие и контрастные – от трагического пафоса до язвительной иронии. Картины живой природы – «Игра воды», «Печальные птицы», «Лодка среди океана». Мотивы родной Испании – «Испанская рапсодия» для оркестра, комическая опера «Испанский час», «Болеро» {audio210}. «Павана усопшей инфанте» {audio211}

Дальнейшее развитие импрессионизма – в Испании М.ДеФалья, в Италии А.Казелла и О.Респиги, в Англии С.Скот и Ф.Дилиус, в Польше К.Шимановский. Самобытное претворение в творчестве русских композиторов ХХ века, в ранних сочинениях И.Стравинского.

Первая мировая война и экспрессионизм {417}. Утверждение «эстетики уродливого», возведение диссонанса в ранг основной категории музыкальных созвучий, разорванности музыкальных конструкций. Экспрессионизм - направление возникло в Германии как реакция на ужасы первой мировой войны. Радостное искусство импрессионистов сменилось трагическим мироощущением, потерей идеалов, отсюда патологически взвинченные образы, гипертрофия экспрессии, разорванность. Направление в музыке было кратковременным.

Густав Малер (1860-1911) и трагический пафос его музыки предвосхитил рождение направления. Рихард Штраус (1864-1949) и его опера «Саломея», ставшая программной музыкой экспрессионистов. Арнольд Шенберг – экспрессионист и основоположник додекафонической {419} системы, установил новый принцип логики музыкального языка, новых приемов композиторской техники. Представление о музыке как чисто звуковом явлении, не вступающее в контакт ни с какими иными явлениями жизни.

Додекафония и рождение музыкального абстракционизма {418}, получившего развитие в последующие годы. Представителями абстракционизма в музыке стали М.Де Фалья, О.Респиги, А.Копленд, С.Барбер и др.

Пауль Хиндемит (1895-1963) – крупнейший музыкант Германии, покинувший родину после прихода Гитлера. Универсальная личность, организатор знаменитых фестивалей современной музыки в Донауэшингене и Баден-Бадене. Дирижер и педагог. Художник – интеллектуал, мыслитель, обращение к неожиданным темам, сюжетам, жанрам – от пикантных скетчей и бытовых танцев до глубоких философских концепций в симфониях и операх; от наивных детских пьесок до невероятно концентрированной мысли в цикле фортепьянных фуг «Игра тональностей».

Разнообразие творческих черт и жанров – неоклассицизм («Камерная музыка»), танцевальная пантомима («Демон»), опера («Кардильяк») с элементами гротеска, сатиры, экстравагантности. Фортепьянная сюита «1922» - отражение экспрессионистических тенденций. Кровавая мелодрама «Убийца, надежда женщин», «Новости дня» с введением в оркестровую ткань пишущую машинку, под торопливый ритм которой хор читает официальные документы. Вокальный цикл на стихи Рильке «Житие Марии», стремление постичь вечные вопросы бытия – жизни, смерти, истины. Балетная музыка «Четыре темперамента», написанная для труппы Дж.Баланчина. Путь композитора – мастера многоголосия ХХ в. - путь овладения различными направлениями и стилями: романтизм, экспрессионизм и классическая полифония.

Неоклассицизм {390} и реформатор системы музыкального воспитания, создатель «Института Орфа» в Зальцбурге и экспериментатор Карл Орф (р.1895). Увлечение символизмом М.Метерлинка и классиками ХVII в., особенно - К.Монтеверди. Обретение творческой свободы.

Драматургические композиции из трех частей – «Сценическая кантата»: «Весна», «В таверне», «О любви». Создание синтетического жанра, сочетающего черты оратории, кантаты, оперы, драматического спектакля и элементы балета (традиции средневекового театра), - триптих «Кармина бурана», «Катулли Кармина», «Триумф Афродиты». Использование приемов гармонии, полифонии, сложных ансамблей. Опера, задуманная для театра кукол, «Луна» (1937) на сюжет сказочников братьев Гримм о похищении луны парнем. Одна из популярных опер «Умница» (1942) о девушке-крестьянке, ставшей женой короля. Увлечение античными сюжетами – «Антигона», «Царь Эдип», «Прометей», поставленных в «Театре Орфа». Свобода решения, отход от жанровых и стилистических традиций.

Величайшие композиторы разных стилей и направлений западно-европейской музыки ХХ в. – Ян Сибелиус, Бенджамин Бриттен, Джордж Гершвин, Гейтор Вила Лобос, Артур Онеггер и др. Использование самобытных мелодий и ритмов, создание музыки необъятной силы и глубины чувств.

Искусство джаза - род профессионального музыкального искусства рубежа ХIХ и ХХ вв. в южных штатах США. Родина джаза Новый Орлеан, музыка чернокожих африканцев. Негритянские духовные песни – спиричуэлс (духовный), песни-жалобы, песни-протесты, позднее как сольные песни блюзы (букв.меланхолия).

Форма «пра-джаза» - регтайм или стиль рег (синкопированный ритм). Позднее как самостоятельный новый танец – кэйкуок ( англ. - шествие на кухню). Регтайм и его воздействие на джаз. Особенность регтайма – несовпадение ритма двух основных линий – ритмической пульсации в левой руке и постоянных синкоп в мелодии правой руки. Эффект «качания» или свинг.

Джаз как сплав двух культур: мелодия и гармония от «белой» и сложная ритмика, неустойчивая высота звуков, грубоватый «нечистый» тембр звучания от африканской. Новый Орлеан - «Париж на Миссисипи» - город танцующий, поющий, веселящийся. Три оперные труппы (население всего 50 тыс.), несколько симфонических оркестров, десятки танцевальных. Рождение новой музыки – джаза, что означает играть с воодушевлением, энергично.

Направления джаза. Новоорлеанский стиль – основа традиционного джаза во главе с Луи Армстронгом. Певец и музыкант (клорнет сменил на трубу), самая знаменитая песня «Хэллоу, Долли». Армстронг и начало эры джазовых солистов-виртуозов. Музыканты джаза – импровизаторы, ощущение легкости и свободы импровизации. Известные имена – Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен, певицы Элла Фитцджералд, Бесси Смит.

Негритянские спиричуэлс и блюзы Нового Орлеана, напевы индейских племен далекой Аляски, неумолимый ритм джаза, а также полнейшая ритмическая свобода, - все это синтезировалось в ошеломляющие талантливостью звуковые потоки «Голубой рапсодии» Джорджа Гершвина (1898-1937). Рапсодией дирижировали разного типа музыканты – Юджин Орманди, Андре Костелянец, Исаак Дунаевский. Триумфальное шествие Рапсодии в стиле блюз охватывает Европу и затем все страны мира. Гершвин продолжает с увлечением создавать музыку в излюбленном публикой эстрадно-опереточном жанре.

Однако Гершвина охватывают сомнения и желание уйти за пределы развлекательной музыки. Знакомство с М.Равелем (1928), который посоветовал его заниматься в жанре, который он избрал, а затем поездка в Париж, Вену убедили Гершвина, что «серьезная» и «легкая» музыка не антагонисты, просто к «легкой» музыке надо подходить по-серьезному, а «серьезную» музыку не оберегать от улыбки. В таком плане и звучит его музыка «Американцы в Париже», в которой Гершвин воспроизводит фольклор парижской улицы через призму американского музыкального восприятия, т.е. с юмором. Поездка на Кубу обворожила композитора прерывистым истомным ритмом румбы и это породило новое произведение – «Кубинская увертюра».

Театры и театрики Бродвея требовали новых и новых мюзиклов и песенок. В этих жанрах написано большинство его произведений. Наконец, в 1935 г. выходит премьера оперы «Порги и Бесс» в Бостоне (реж. Рубен Мамулиан из Тбилиси, оф. Сергея Судейкина из России). Успех был ошеломляющим. К сожалению, композитор внезапно заболел и через два года его не стало. Но его музыка была доступна каждому человеку, она не отрывалась от звучаний улицы, дансинга, от песен негритянки, от джаза. Гершвин поднял музыку американской нации до уровня классики.

Российские музыканты джаза – Леонид Утесов, Исаак Дунаевский, Юрий Саульский, Константин Орбелян, Георгий Гаранян, Игоь Бриль, Алексей Козлов, Игорь Бутман и др.

Искусство джаза и разнообразие направлений, стилей. Биг-бенд (большой оркестр), своеобразие техники ансамблевой игры (сочетание аранжированных разделов с импровизациями солистов). Развитие в 20-30-х г. ХХ в. основополагающего стиля оркестрового джаза на основе свинга.

Бит (англ. - удар) как метроритмическая пульсация в музыке. Боп – джазовый стиль 40-х г., культ свободной импровизации, модернизация старого джаза, - определил стиль современного джаза.

Граул (англ. - рычание) – хриплое, «рычащее» звучание, перенесен в джаз из фольклорной практики негритянского пения, использование в медных духовых инструментах в нижнем регистре.

Джангл-стиль (стиль джунглей) – направление в джазе 20-х, основоположник Дюк Элингтон. Необычное сочетание тембров, остро диссонирующие звучания, различные эффекты на духовых инструментах.

Джем-сешн (англ. - случайная встреча), общение-музицирование в свободное время или соревнование друг с другом в исполнительском мастерстве или искусстве импровизации.

Диксиленд (англ. – страна Дикси) – разновидность традиционного джаза. Создатели – белые музыканты. Кул-джаз («прохладный, холодный джаз») – стиль современного джаза 40-х г. на основе бопа. Рождение – саксофонист Лестер Янг. Характерная черта кула – эмоциональная сдержанность, сближение с академической европейской музыкой.

Ритм-энд-блюз – блюзовый вокально-инструментальный стиль негритянской музыки 30-х г. Сочетание элементов классического блюза, танцевально-бытовой музыки негров, ранняя форма рок-музыки. Разновидность – рок-н-ролл и твист.

Саунд (англ. звук, звучание), определение качества звучания инструмента или голоса. Саул (англ. душа), традиции блюза и афроамериканского фольклора. Хард-боп (англ. твердый, жесткий боп), разновидность джаза, отличается экспрессивной, жесткой ритмикой, опорой на блюз. Джазовая сюита Д.Эллингтона «Гарлем», композиция Дейва Брубека «Сложный танец», композиция Телониуса Монка «Да, вам это не нужно» и др.

Отсюда и следующая особенность театрального искусства - его сиюминутность: каждый спектакль существует только в момент его воспроизведения. Эта особенность присуща всем видам исполнительского искусства. Однако здесь есть свои особенности. Театр-это искусство представления драматических произведений на сцене.
Музыкальные стили и направления ХХ века