История искусства Античный театр Древней Греции Средневековый театр Русское искусство ХVII - ХVIII веков Театр эпохи Возрождения Венская классическая школа Балетный театр Русский драматический театр

Русский драматический театр конца ХIХ – начала ХХ вв.

Начало новой эпохи в истории русского театра. Общедемократический подъем конца 90-х и начала 900-х годов. Обострение социальных противоречий. Революционная ситуация. Революция 1905 г.

Активизация борьбы прогрессивных театральных деятелей и драматургов за создание нового современного театрального искусства. Борьба за демократизацию театра. Толстой и Горький о необходимости искусства, отвечающего новому времени, новому мироощущению художника, его стремлению активно выразить свои жизненные позиции.

Идейно-эстетические принципы современного театра, утверждаемые Станиславским и Немировичем-Данченко в программе создания и деятельности Художественного театра. Развитие театральной теории. Возникновение современной режиссуры. Усиление роли режиссера в театре. Задача создания художественно целостного спектакля, все выразительные средства которого подчинены раскрытию идеи спектакля.

Новые средства театральной выразительности: круг (вращающаяся сцена), объемные декорации, новые принципы использования света, музыки, шумов и т.д. Черты натурализма, свойственные русскому и западному театра на рубеже веков. Стремление к максимальной достоверности и точности воспроизводимой на сцене жизни. Формирование теории «условного театра». Режиссерские искания Мейерхольда, Вахтангова, Таирова.

Зарождение и развитие декадентского театра, порожденного духовным кризисом буржуазного мира. Символизм {411}, его идейно-философские корни, эстетика и театральная практика. Особенности русского символизма, формирующегося в обстановке общественного подъема. Противоречивость русского декадентства.

Высокий уровень актерского искусства. Разнообразие школ и творческих индивидуальностей. Актеры реалистической школы, сочетавшей большую жизненную правду: актеры Малого театра, Александринского и провинциальных театров. Актеры психологической школы МХТ. Актеры «условного театра». Формирования нового типа современного актера. Субъективное начало – форма выражения жизненных позиций актера-художника и гражданина. Орленев и Комиссаржевская.

Театр в период первой русской революции. Расцвет драматургии и театра.

А.П.Чехов (1860-1904). Утверждение принципов новой театральной эстетики и современной драмы. Проблемы современного театра в статьях и художественных произведениях Чехова.

Обращение к драматургии. Водевили, их связь с прозой Чехова 80-х годов. Гоголевские и тургеневские традиции в водевилях: комедия-шутка «Медведь» (1888) и «Предложение» (1888-1889), насмешка над пошлостью и уродливостью нравов современного общества; усиление драматизма и сатиричности в пьесах «Свадьба» (1889-1890), «О вреде табака» (1886, 1902). Подступы к социально-психологической драме. Драматический этюд в одном действии «На большой дороге» (1885), осуждение темноты и грубости нравов. Юношеская драма «Безотцовщина» (1886), изображение нравов общества, лишенного идеалов, погрязшего в пошлости повседневного существования, в эгоистических помыслах. В образе сельского учителя попытка передать типические черты определенного слоя русской интеллигенции. Драма «Иванов» (1887-1889), отражение кризиса мировоззрения русской народнической интеллигенции восьмидесятых, утративших веру в свои силы, в целесообразность борьбы с социальным злом. Сложность и противоречивость образа Иванова, его надрыв и отчаяние, порождающие несвойственный ему поступок. Постановка пьесы в театре Корша и Александринском театре. Неудовлетворенность Чехова «Ивановым». Работа над «Лешим» (1888-1890), отказ от формы драмы с центральным героем, судьба которого составляла бы основное содержание драматического действия. Смелость и новаторство «Лешего» – «герой убит, а жизнь идет себе» (критик А.И.Урусов). Взгляд Чехова на драму: «…в жизни не каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в любви. И не каждую минуту говорят умные вещи. Они больше едят, пьют, волочатся, говорят глупости. И вот надо, чтобы это было видно на сцене…». Постановка пьесы в частном театре Абрамовой (1889). Преимущественно отрицательный характер критики.

Начало нового этапа в творчестве Чехова 90-х и начала 900-х годов. Расширение и углубление социальной проблематики. Усиление мотивов борьбы с пошлостью и мещанством, Создание нового типа драмы, раскрывающей трагизм существования обыкновенных людей, естественным стремлениям которых враждебна окружающая их нелепая, жестокая жизнь. Новый характер драматических конфликтов и развития действия, как противоречие между стремлением людей к правде, красоте и реальной жизнью. Раскрытие трагизма будничного бессмысленного существования.

Драматургия Чехова, Ибсена, Метерлинка – это реакция на натуралистическое и псевдореалистическое изображение жизни, стремление к укрупненности образов и символике, т.е. к средствам выражения идейно-философской концепции автора.

«Чайка» (1896), раскрытие драматизма повседневной жизни. Отличие художественного метода, применяемого Чеховым в пьесе, от натуралистического метода воссоздания «куска жизни». Исполнение «Чайки» в Александринском театре, чуждость новаторской природы пьесы идейно-эстетическим принципам этого театра, шумный провал на первом представлении. Нина Заречная – Комиссаржевская. «Дядя Ваня» (1897), переработка драмы «Леший». Переключение центра тяжести с образа Хрущева-Лешего на образ Войницкого - дяди Вани. Раскрытие духовной драмы интеллигенции (либеральное народничество). Трагизм судьбы людей, отдавших жизнь служению ложным идеям, ощущение трагического неблагополучия жизни. «Три сестры» (1900), усиление критического начала в творчестве Чехова. Раскрытие неразумной и пошлой повседневности как источника трагических коллизий. Система образов. Сочетание точной бытовой достоверности с поэтической и философской обобщенностью. Ее постановка в Художественном театре. Комедия «Вишневый сад» (1903), новый идейный смысл драматического конфликта, неизбежность и закономерность смены устаревших форм жизни новыми. Раневская и Лопахин. Значение образов Трофимова и Ани. Бездомные существа Шарлотта и Фирс. Постановка пьесы в МХТ.

Вклад Чехова в русскую и мировую культуру. Его значение в развитии драматургии и сценического искусства.

А.М.Горький (1868-1936). Деятельность в области создания народного театра: попытка организации бродячей актерской труппы в Тифлисе (1895), создание крестьянского театра в селе Мануйловка (1897, 1900). Народный театр в Нижнем Новгороде (1903-1904).

Первый период творчества. Борьба Горького за театр высокой идейной насыщенности, большой правды и жизнеутверждающего романтизма. Выступления, статьи: значение статьи «Поль Верлен и декаденты». Сходство и различие драматургических принципов Горького и Чехова. Пьеса «Мещане» (1902), связь пьесы с исторической обстановкой, новый подход к теме мещанства, социальный характер конфликта. Ведущая роль Нила в развитии действия пьесы, героические и романтические черты образа. Постановка в Художественном театре. «На дне» (1902), социальная проблематика, суровая правда изображения трагических условий жизни социальных низов и жертв современного уклада. Место и значение спора-диспута Луки и Сатина в разрешении основного конфликта пьесы, в решении проблемы правды и утешительной лжи. Цикл пьес об интеллигенции – «Дети солнца» (1905), «Варвары» (1905) и др. Пьеса «Враги» (1906) как отражение в драматургии эпохи первой русской революции, открытый социально-политический характер конфликта. Сравнение с пьесами «Ткачи» Гауптмана, «Жерминаль» Золя, «Дурные пастыри» Мирабо. Особенности драматургии Горького - закономерность применения в композиции сюжетного принципа, значение интриги. Идейная и моральная стойкость, готовность на подвиг и самопожертвование ради общего дела в образах рабочих. Запрещение пьесы как «проповеди против имущих классов».

Второй период творчества Горького (1907-1917). «Последние» (1908), «Васса Железнова» (1910) - показ духовной опустошенности и разложения русского дворянства и современной буржуазии. Своеобразие решения символико-философского развития основного конфликта. «Старик» (1915), идея необходимости «сопротивления проповеди смирения», «проповеди активного отношения к жизни». Связь проблематики с публицистикой Горького, со статьями «О карамазовщине» и «Еще о карамазовщине». Мастаков и Старик – мировоззренческий конфликт, разоблачение теории утешительства на новом этапе. Элементы мелодрамы, стремительность и острота развития сюжета. Пьесы «Чудаки», «Яков Богомолов» - тема интеллигенции на новом этапе: вопросы о путях развития русской интеллигенции после поражения первой русской революции. Статьи «Издалека» и «Разрушение личности». Мучительное стремление Горького понять истинное положение России, свое место в ее драматической судьбе.

Л.Н.Андреев (1871-1919), демократические и революционные мотивы его творчества в период общественного подъема 1900-х годов. Многообразие исканий, противоречий, парадоксов. От критического реализма к символизму. Он предугадал российские формы экспрессионизма.

Протест против жестокости и бездушия буржуазного общества, защита обездоленных и страдающих людей. Отражение революции 1905 г. в драме «К звездам», элементы символизма, аллегоричность образов. Идея обреченности, бессилия человека и бессмысленности жизни в драме «Жизнь человека». Постановки Станиславского и Мейерхольда. Противоречивость и двойственность драмы «Царь голод», изображение восстания народа как стихийного взрыва ярости и слепого гнева голодных рабочих, превращенных в придатки к машинам. Острое изображение «сытых» и обличение буржуазного правосудия. «Анатэма» (1909) – одна из программных пьес. Сочетание двух пластов – бытового и философского, условно-символического и реально-бытового планов. Анатэма – дьявол, вступивший в спор с богом, отрицающий христианский принцип силы добра. Он - «некто преданный заклятию», главное стремление которого проникнуть за «предел умопостигаемого мира», обратиться к «великому разуму вселенной», т.е стремление человека к познанию непознаваемого, соперничества мгновенного с вечным. Бесплодность бунта Анатэмы: ничто не может изменить установленный миропорядок. Психологические драмы «Анфиса» (1909), «Екатерина Ивановна» и «Профессор Сторицын» (1912), «Мысль» (1913), исследование серьезной проблемы распада семьи, образы современников, обладающих комплексом «сверхчеловека», но сломленного и скованного бытом. Андреевская эстетическая теория в знаменитом манифесте «Письма о театре» (1913) и идеальное воплощение ее в пьесе «Тот, кто получает пощечины» (1915).

Драматургия Андреева – это пример перестройки «системы отношений между искусством и действительностью», изменение самого понятия «правды жизни», отношений между «художником и массой, сценой и зрителем», характерных для театрального процесса начала века.

А.А.Блок (1880-1921) – одна из самых значительных фигур русского символизма и прежде всего театрального. Мир души, место поэта в жизни России – главное содержание его творений. Идейная проблематика «лирических драм» Блока «Балаганчик», «Незнакомка» и «Король на площади». Отражение в них пессимистических настроений русской интеллигенции, рожденных поражением революции 1905 г. Тема трагического противоречия между мечтой и действительностью. Лирический характер драм – изображение внутреннего мира поэта. Романтическая ирония, влияние эстетической теории и драматургии немецкого романтизма (Л.Тик). Статья «О театре» - стремление осознать отношение к современному театру. Увлечение Мейерхольдом. Поиски новых театральных путей и Художественный театр. «Роза и крест» - шаг к новой форме неоромантизма. Мысль о возрождении русского театра как театра народного, «театра больших страстей и потрясающих событий», отвечающих запросам нового демократического зрителя.

Создание Московского Художественного Общедоступного театра - пересмотр эстетических и организационных систем Российского театра (1898). Отказ от системы привычных амплуа, отвлеченных страстей, ограниченность репертуара. Утверждение первого русского режиссерского театра. Театр как барометр культурной и социальной жизни. К.С.Станиславский (1863-1938) - основатель Общества искусства и литературы в Москве («Моя жизнь в искусстве») и создатель Художественного театра. Знаменитая встреча его с В.И.Немировичем-Данченко (1858-1943), критиком, писателем, драматургом и театральным педагогом. Основной идейно-художественный принцип театра – стремление к воспроизведению на сцене «правды жизни», поиск форм скрытого драматизма. Реформа зрительного зала. Программные постановки – «Царь Федор Иоаннович» А.К.Толстого, премьера в Каретном ряду (театр Эрмитаж»), «Чайка» и «Три сестры» А.П.Чехова, «Мещане» и «На дне» А.М.Горького, «Жизнь человека» и «Анатэма» Л.Н.Адреева, «Николай Ставрогин» («Бесы») и «Братья Карамазовы» Ф.Достоевского, - это путь от натурализма, увлечения внешним реализмом к импрессионизму и символизму, к новому пониманию реализма как «душевного натурализма». Фантастический реализм «Снегурочки» А.Островского и «Синей птицы» Метерлинка. Работа К.С.Станиславского над «системой» воспитания нового типа актера психологической школы.

Отсюда и следующая особенность театрального искусства - его сиюминутность: каждый спектакль существует только в момент его воспроизведения. Эта особенность присуща всем видам исполнительского искусства. Однако здесь есть свои особенности. Театр-это искусство представления драматических произведений на сцене.
Музыкальные стили и направления ХХ века