Часы-браслет Pandora    + серьги Dior

Часы-браслет Pandora + серьги Dior

Заработок для студента

Заработок для студента

 Заказать диплом

Заказать диплом

 Cкачать контрольную

Cкачать контрольную

 Курсовые работы

Курсовые работы

Репетиторы онлайн по любым предметам

Репетиторы онлайн по любым предметам

Выполнение дипломных, курсовых, контрольных работ

Выполнение дипломных, курсовых, контрольных работ

Магазин студенческих работ

Магазин студенческих работ

Диссертации на заказ

Диссертации на заказ

Заказать курсовую работу или скачать?

Заказать курсовую работу или скачать?

Эссе на заказ

Эссе на заказ

Банк рефератов и курсовых

Банк рефератов и курсовых

История искусства Античный театр Древней Греции Средневековый театр Русское искусство ХVII - ХVIII веков Театр эпохи Возрождения Венская классическая школа Балетный театр Русский драматический театр

Русский драматический театр конца ХIХ – начала ХХ вв.

Начало новой эпохи в истории русского театра. Общедемократический подъем конца 90-х и начала 900-х годов. Обострение социальных противоречий. Революционная ситуация. Революция 1905 г.

Активизация борьбы прогрессивных театральных деятелей и драматургов за создание нового современного театрального искусства. Борьба за демократизацию театра. Толстой и Горький о необходимости искусства, отвечающего новому времени, новому мироощущению художника, его стремлению активно выразить свои жизненные позиции.

Идейно-эстетические принципы современного театра, утверждаемые Станиславским и Немировичем-Данченко в программе создания и деятельности Художественного театра. Развитие театральной теории. Возникновение современной режиссуры. Усиление роли режиссера в театре. Задача создания художественно целостного спектакля, все выразительные средства которого подчинены раскрытию идеи спектакля.

Новые средства театральной выразительности: круг (вращающаяся сцена), объемные декорации, новые принципы использования света, музыки, шумов и т.д. Черты натурализма, свойственные русскому и западному театра на рубеже веков. Стремление к максимальной достоверности и точности воспроизводимой на сцене жизни. Формирование теории «условного театра». Режиссерские искания Мейерхольда, Вахтангова, Таирова.

Зарождение и развитие декадентского театра, порожденного духовным кризисом буржуазного мира. Символизм {411}, его идейно-философские корни, эстетика и театральная практика. Особенности русского символизма, формирующегося в обстановке общественного подъема. Противоречивость русского декадентства.

Высокий уровень актерского искусства. Разнообразие школ и творческих индивидуальностей. Актеры реалистической школы, сочетавшей большую жизненную правду: актеры Малого театра, Александринского и провинциальных театров. Актеры психологической школы МХТ. Актеры «условного театра». Формирования нового типа современного актера. Субъективное начало – форма выражения жизненных позиций актера-художника и гражданина. Орленев и Комиссаржевская.

Театр в период первой русской революции. Расцвет драматургии и театра.

А.П.Чехов (1860-1904). Утверждение принципов новой театральной эстетики и современной драмы. Проблемы современного театра в статьях и художественных произведениях Чехова.

Обращение к драматургии. Водевили, их связь с прозой Чехова 80-х годов. Гоголевские и тургеневские традиции в водевилях: комедия-шутка «Медведь» (1888) и «Предложение» (1888-1889), насмешка над пошлостью и уродливостью нравов современного общества; усиление драматизма и сатиричности в пьесах «Свадьба» (1889-1890), «О вреде табака» (1886, 1902). Подступы к социально-психологической драме. Драматический этюд в одном действии «На большой дороге» (1885), осуждение темноты и грубости нравов. Юношеская драма «Безотцовщина» (1886), изображение нравов общества, лишенного идеалов, погрязшего в пошлости повседневного существования, в эгоистических помыслах. В образе сельского учителя попытка передать типические черты определенного слоя русской интеллигенции. Драма «Иванов» (1887-1889), отражение кризиса мировоззрения русской народнической интеллигенции восьмидесятых, утративших веру в свои силы, в целесообразность борьбы с социальным злом. Сложность и противоречивость образа Иванова, его надрыв и отчаяние, порождающие несвойственный ему поступок. Постановка пьесы в театре Корша и Александринском театре. Неудовлетворенность Чехова «Ивановым». Работа над «Лешим» (1888-1890), отказ от формы драмы с центральным героем, судьба которого составляла бы основное содержание драматического действия. Смелость и новаторство «Лешего» – «герой убит, а жизнь идет себе» (критик А.И.Урусов). Взгляд Чехова на драму: «…в жизни не каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в любви. И не каждую минуту говорят умные вещи. Они больше едят, пьют, волочатся, говорят глупости. И вот надо, чтобы это было видно на сцене…». Постановка пьесы в частном театре Абрамовой (1889). Преимущественно отрицательный характер критики.

Начало нового этапа в творчестве Чехова 90-х и начала 900-х годов. Расширение и углубление социальной проблематики. Усиление мотивов борьбы с пошлостью и мещанством, Создание нового типа драмы, раскрывающей трагизм существования обыкновенных людей, естественным стремлениям которых враждебна окружающая их нелепая, жестокая жизнь. Новый характер драматических конфликтов и развития действия, как противоречие между стремлением людей к правде, красоте и реальной жизнью. Раскрытие трагизма будничного бессмысленного существования.

Драматургия Чехова, Ибсена, Метерлинка – это реакция на натуралистическое и псевдореалистическое изображение жизни, стремление к укрупненности образов и символике, т.е. к средствам выражения идейно-философской концепции автора.

«Чайка» (1896), раскрытие драматизма повседневной жизни. Отличие художественного метода, применяемого Чеховым в пьесе, от натуралистического метода воссоздания «куска жизни». Исполнение «Чайки» в Александринском театре, чуждость новаторской природы пьесы идейно-эстетическим принципам этого театра, шумный провал на первом представлении. Нина Заречная – Комиссаржевская. «Дядя Ваня» (1897), переработка драмы «Леший». Переключение центра тяжести с образа Хрущева-Лешего на образ Войницкого - дяди Вани. Раскрытие духовной драмы интеллигенции (либеральное народничество). Трагизм судьбы людей, отдавших жизнь служению ложным идеям, ощущение трагического неблагополучия жизни. «Три сестры» (1900), усиление критического начала в творчестве Чехова. Раскрытие неразумной и пошлой повседневности как источника трагических коллизий. Система образов. Сочетание точной бытовой достоверности с поэтической и философской обобщенностью. Ее постановка в Художественном театре. Комедия «Вишневый сад» (1903), новый идейный смысл драматического конфликта, неизбежность и закономерность смены устаревших форм жизни новыми. Раневская и Лопахин. Значение образов Трофимова и Ани. Бездомные существа Шарлотта и Фирс. Постановка пьесы в МХТ.

Вклад Чехова в русскую и мировую культуру. Его значение в развитии драматургии и сценического искусства.

А.М.Горький (1868-1936). Деятельность в области создания народного театра: попытка организации бродячей актерской труппы в Тифлисе (1895), создание крестьянского театра в селе Мануйловка (1897, 1900). Народный театр в Нижнем Новгороде (1903-1904).

Первый период творчества. Борьба Горького за театр высокой идейной насыщенности, большой правды и жизнеутверждающего романтизма. Выступления, статьи: значение статьи «Поль Верлен и декаденты». Сходство и различие драматургических принципов Горького и Чехова. Пьеса «Мещане» (1902), связь пьесы с исторической обстановкой, новый подход к теме мещанства, социальный характер конфликта. Ведущая роль Нила в развитии действия пьесы, героические и романтические черты образа. Постановка в Художественном театре. «На дне» (1902), социальная проблематика, суровая правда изображения трагических условий жизни социальных низов и жертв современного уклада. Место и значение спора-диспута Луки и Сатина в разрешении основного конфликта пьесы, в решении проблемы правды и утешительной лжи. Цикл пьес об интеллигенции – «Дети солнца» (1905), «Варвары» (1905) и др. Пьеса «Враги» (1906) как отражение в драматургии эпохи первой русской революции, открытый социально-политический характер конфликта. Сравнение с пьесами «Ткачи» Гауптмана, «Жерминаль» Золя, «Дурные пастыри» Мирабо. Особенности драматургии Горького - закономерность применения в композиции сюжетного принципа, значение интриги. Идейная и моральная стойкость, готовность на подвиг и самопожертвование ради общего дела в образах рабочих. Запрещение пьесы как «проповеди против имущих классов».

Второй период творчества Горького (1907-1917). «Последние» (1908), «Васса Железнова» (1910) - показ духовной опустошенности и разложения русского дворянства и современной буржуазии. Своеобразие решения символико-философского развития основного конфликта. «Старик» (1915), идея необходимости «сопротивления проповеди смирения», «проповеди активного отношения к жизни». Связь проблематики с публицистикой Горького, со статьями «О карамазовщине» и «Еще о карамазовщине». Мастаков и Старик – мировоззренческий конфликт, разоблачение теории утешительства на новом этапе. Элементы мелодрамы, стремительность и острота развития сюжета. Пьесы «Чудаки», «Яков Богомолов» - тема интеллигенции на новом этапе: вопросы о путях развития русской интеллигенции после поражения первой русской революции. Статьи «Издалека» и «Разрушение личности». Мучительное стремление Горького понять истинное положение России, свое место в ее драматической судьбе.

Л.Н.Андреев (1871-1919), демократические и революционные мотивы его творчества в период общественного подъема 1900-х годов. Многообразие исканий, противоречий, парадоксов. От критического реализма к символизму. Он предугадал российские формы экспрессионизма.

Протест против жестокости и бездушия буржуазного общества, защита обездоленных и страдающих людей. Отражение революции 1905 г. в драме «К звездам», элементы символизма, аллегоричность образов. Идея обреченности, бессилия человека и бессмысленности жизни в драме «Жизнь человека». Постановки Станиславского и Мейерхольда. Противоречивость и двойственность драмы «Царь голод», изображение восстания народа как стихийного взрыва ярости и слепого гнева голодных рабочих, превращенных в придатки к машинам. Острое изображение «сытых» и обличение буржуазного правосудия. «Анатэма» (1909) – одна из программных пьес. Сочетание двух пластов – бытового и философского, условно-символического и реально-бытового планов. Анатэма – дьявол, вступивший в спор с богом, отрицающий христианский принцип силы добра. Он - «некто преданный заклятию», главное стремление которого проникнуть за «предел умопостигаемого мира», обратиться к «великому разуму вселенной», т.е стремление человека к познанию непознаваемого, соперничества мгновенного с вечным. Бесплодность бунта Анатэмы: ничто не может изменить установленный миропорядок. Психологические драмы «Анфиса» (1909), «Екатерина Ивановна» и «Профессор Сторицын» (1912), «Мысль» (1913), исследование серьезной проблемы распада семьи, образы современников, обладающих комплексом «сверхчеловека», но сломленного и скованного бытом. Андреевская эстетическая теория в знаменитом манифесте «Письма о театре» (1913) и идеальное воплощение ее в пьесе «Тот, кто получает пощечины» (1915).

Драматургия Андреева – это пример перестройки «системы отношений между искусством и действительностью», изменение самого понятия «правды жизни», отношений между «художником и массой, сценой и зрителем», характерных для театрального процесса начала века.

А.А.Блок (1880-1921) – одна из самых значительных фигур русского символизма и прежде всего театрального. Мир души, место поэта в жизни России – главное содержание его творений. Идейная проблематика «лирических драм» Блока «Балаганчик», «Незнакомка» и «Король на площади». Отражение в них пессимистических настроений русской интеллигенции, рожденных поражением революции 1905 г. Тема трагического противоречия между мечтой и действительностью. Лирический характер драм – изображение внутреннего мира поэта. Романтическая ирония, влияние эстетической теории и драматургии немецкого романтизма (Л.Тик). Статья «О театре» - стремление осознать отношение к современному театру. Увлечение Мейерхольдом. Поиски новых театральных путей и Художественный театр. «Роза и крест» - шаг к новой форме неоромантизма. Мысль о возрождении русского театра как театра народного, «театра больших страстей и потрясающих событий», отвечающих запросам нового демократического зрителя.

Создание Московского Художественного Общедоступного театра - пересмотр эстетических и организационных систем Российского театра (1898). Отказ от системы привычных амплуа, отвлеченных страстей, ограниченность репертуара. Утверждение первого русского режиссерского театра. Театр как барометр культурной и социальной жизни. К.С.Станиславский (1863-1938) - основатель Общества искусства и литературы в Москве («Моя жизнь в искусстве») и создатель Художественного театра. Знаменитая встреча его с В.И.Немировичем-Данченко (1858-1943), критиком, писателем, драматургом и театральным педагогом. Основной идейно-художественный принцип театра – стремление к воспроизведению на сцене «правды жизни», поиск форм скрытого драматизма. Реформа зрительного зала. Программные постановки – «Царь Федор Иоаннович» А.К.Толстого, премьера в Каретном ряду (театр Эрмитаж»), «Чайка» и «Три сестры» А.П.Чехова, «Мещане» и «На дне» А.М.Горького, «Жизнь человека» и «Анатэма» Л.Н.Адреева, «Николай Ставрогин» («Бесы») и «Братья Карамазовы» Ф.Достоевского, - это путь от натурализма, увлечения внешним реализмом к импрессионизму и символизму, к новому пониманию реализма как «душевного натурализма». Фантастический реализм «Снегурочки» А.Островского и «Синей птицы» Метерлинка. Работа К.С.Станиславского над «системой» воспитания нового типа актера психологической школы.

Отсюда и следующая особенность театрального искусства - его сиюминутность: каждый спектакль существует только в момент его воспроизведения. Эта особенность присуща всем видам исполнительского искусства. Однако здесь есть свои особенности. Театр-это искусство представления драматических произведений на сцене.
Музыкальные стили и направления ХХ века