История искусства Античный театр Древней Греции Средневековый театр Русское искусство ХVII - ХVIII веков Театр эпохи Возрождения Венская классическая школа Балетный театр Русский драматический театр

Русский балетный театр второй половины ХIХ в.

Борьба прогрессивных деятелей культуры за национальный репертуар и народную тематику. Дальнейшее становление русской национальной оперы (А.Даргомыжский, А.Серов). Н.Рубинштейн и основание Московской консерватории (1863). Развитие симфонической музыки. Начало деятельности «Могучей кучки». Выставки художников-передвижников.

Сен-Леон в России и обращение к русской тематике: «Конек-горбунок» (1864), «Золотая рыбка» (1867). Перенесение смысловых акцентов произведений П.Ершова и А.Пушкина на эффектный дивертисмент народных танцев. Различный прием, оказанный в Петербурге и Москве. Дальнейшая судьба и последующие редакции «Конька-горбунка» (А.Горский, А.Радунский). Критическая статья М.Салтыкова-Щедрина о балете «Золотая рыбка».

С.Соколов (1830-1893) – балетмейстер московской труппы. Интерес к национальным сюжетам и национальной хореографии. Близость принципам революционно-демократической эстетике. Балеты «Папоротник, или Ночь Ивана Купала» (1867), одноактные балеты «Цыганский табор» и «Последний день жатвы» (1868). Элементы новаторства в постановке народных и характерных танцев.

Ведущие исполнители петербургского балета: М.Муравьева (1839-1879, исполнительница главных партий в балетах Сен-Леона), Н.Троицкий (1838-1903, исполнитель роли Иванушки в балете «Конек-горбунок»).

Ведущие исполнители московского балета. П.Лебедева (1839-1917), драматическая выразительность танца; В.Гельцер (1840-1908), последователь щепкинской традиции в балетной пантомиме (Марцелина, Клод Фроло, Ганс-лесничий).

Состояние балетного театра 70-90-х гг.: наличие разнообразного, преимущество развлекательного и бессодержательного по своему характеру репертуара. Балеты В.Рейзенгера «Кащей» (1873), «Стелла» (1875); И.Гансена «Дева ада» (1879), «Арифа, жемчужина Адена» (1881); Х.Мендеса «Индия» (1890), «Даита» (1896); И.Хлюстина «Звезды» (1898), «Волшебные грезы» (1899).

Балеты А.Адана и Л.Делиба. Значение оперно-балетных партитур русских композиторов – А.Даргомыжского «Торжество Вакха», Н.Римского-Корсакова «Млада», А.Рубинштейна «Демон» и др. для укрепления реалистических национальных традиций русского балета. Необходимость утверждения русского национального репертуара и русской самобытной школы классического танца

П.И.Чайковский. Прил.187. - создатель русской симфонической балетной классики {411}. Необходимость перенесения принципов симфонического мышления в балетную партитуру. Замысел и история написания балета «Лебединое озеро». Музыкальная драматургия партитуры как воплощение действенного симфонического раскрытия сюжета. Сочетание сквозных развивающихся тем – образов с отдельными номерами и сюитами, подчиненными общему музыкальному замыслу. Жанровое разнообразие балета. Первая редакция на московской сцене в постановке В.Рейзингера (1877). Отзывы критики. Вторая редакция на петербургской сцене в постановке Л.Иванова и М.Петипа (1895). Новаторский характер – создание симфонической хореографии. Дальнейшая судьба – редакции А.Горского, А.Вагановой, К.Сергеева, В.Бурмейстера, Ю.Григоровича и др.

«Спящая красавица». Участие директора императорских театров И.Всеволжского в создании балета. М.Петипа при сочинении музыкально-сценического плана балета. Жанровое разнообразие, хореографическое построение (пролог, 1, 2 и 3 акт ), танцевальная лексика. Первые исполнители, отзывы критики. Дальнейшая судьба балета на русской, советской и мировой сцене.

«Щелкунчик». Сказка Э.Гофмана, либретто М.Петипа и его сценическое воплощение балетмейстером Л.Ивановым. Хореографическое построение, активное преодоление трагического начала как отличительная особенность музыки Чайковского в этом балете. Особенность танцевальной лексики. Отзывы критики. Современные редакции балета – Ю.Григорович, И.Бельский.

Значение балетов Чайковского для углубления философского содержания балетного спектакля и утверждения принципов симфонизма в балетной партитуре.

Развитие традиций Чайковского в балетной музыке А.Глазунова «Раймонда», «Барышня-крестьянка», «Времена года» и сценическая судьба этих балетов в последующие годы.

Новый этап в развитии русского классического балета. Творчество М.Петипа (1819-1910) {463}. Прил.188. Прил.189. Творческий путь до и после приезда в Россию. Поиски собственного почерка и метода работы. Первые успешные постановки в России «Дочь фараона» (1862), «Царь Кандавл» (1868), две редакции «Дон Кихота» (муз. Л.Минкуса, Москва-Петербург). Использование испанского народного танца, органическое сочетание с традициями классического танца. Дальнейшая судьба балета. Продолжение работы с композитором Л.Минкусом {443} над балетом «Баядерка» (1877), выявление наиболее сильных сторон Петипа-балетмейстера. Четкая продуманность композиционного рисунка отдельных сцен и всего сценического замысла. Балетная картина «Тени» и ее решение, воплощение принципа полифонии в балете как одного из методов создания симфонического танца. Разработка постановочного плана спектакля – основной метод хореографа Петипа. Принцип работы балетмейстера с композитором – создание музыкально-сценического плана, свидетельствующего о конкретном образно-действенном видении всех эпизодов будущего спектакля. Разработка балетмейстерских экспликаций – важное условие постановок в практике последующих поколений хореографов. Анализ экспликаций Петипа к спектаклям «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Последняя работа Петипа – «Раймонда». Одноактные балеты Глазунова-Петипа «Испытание Дамиса», «Времена года» (1900). Роль Петипа в обобщении достижений классического танца ХIХ в. и дальнейшего его развития.

Л.И.Иванов (1834-1901). Прил.190. {464}. Актер, педагог и балетмейстер. Постановки до встречи с Чайковским – «Очарованный лес» (1887), «Гарлемский тюльпан» (1887). Работа над «Щелкунчиком» (1892) по плану, составленному Петипа. Вальс снежных хлопьев – образное, близкое принципам симфонизма хореографическое решение музыки композитора. Противоречивость постановки. II акт спектакля «Лебединое озеро» - высшее достижение хореографического воплощения симфонической музыки ХIХ в. Творческое содружество М.Петипа и Л.Иванова при создании балета «Лебединое озеро». Роль Иванова в симфонизации характерного танца: «Половецкие пляски» А.Бородина, «Вторая рапсодия» Ф.Листа.

Взаимовлияние русской и итальянской школы классического танца. Гастролеры-иностранцы. Расширение выразительных средств и технических возможностей мужского танца в искусстве Э.Чекетти. Трактовка П.Ланьяни партии Одетты-Одиллии. Х.Иогансон и его педагогическая система, соединение технических достижений с национальными традициями русской хореографии. Различие педагогического метода Иогансона и Чекетти {465}.

Ведущие исполнители-мастера: Ф.Кшесинский (1823-1905, характерный танцовщик), П.Гердт (1844-1917, классический танцовщик, первый исполнитель партий в балетах Чайковского), А.Ширяев (1867-1941) и Т.Стуколкин (1829-1894) – ведущие характерные и пантомимические актеры петербургской сцены. Е.Вязем (1848-1937) – танцовщик-виртуоз. Е.Соколова (1850-1925) и утверждение одухотворенного, поэтического начала в исполнительской манере.

Кризис московской балетной труппы как следствие административного произвола дирекции императорских театров. Стремление ведущих мастеров сохранить демократические традиции Большого театра. Первые попытки разработать систему записи танца (Б.Степанов) и воссоздать историю русского балета (А.Плещеев и др.).

Отсюда и следующая особенность театрального искусства - его сиюминутность: каждый спектакль существует только в момент его воспроизведения. Эта особенность присуща всем видам исполнительского искусства. Однако здесь есть свои особенности. Театр-это искусство представления драматических произведений на сцене.
Музыкальные стили и направления ХХ века