История искусства Античный театр Древней Греции Средневековый театр Русское искусство ХVII - ХVIII веков Театр эпохи Возрождения Венская классическая школа Балетный театр Русский драматический театр

Античный театр Древней Греции.

 Античный театр – это одно из самых ярких проявлений античной культуры, сыгравшей основополагающую роль в развитии европейской культурной традиции. История греко-римской театральной культуры охватывает не менее чем целое тысячелетие (V в. до н.э. –V в. н.э.).

Расцвет театра в Афинах был в V в. – IV вв. до н.э. Греческий театр носил политический и общевоспитательный характер. Устройство театра Древней Греции связано с особенностями его: действие происходило днем под открытым небом. Театр Диониса {Прил.10}: амфитеатр, орхестр (круглая площадка с алтарем посредине, где находится хор), скенэ, маска, костюм. Основная функция хора – орхестея, т.е. плясать или делать мимические телодвижения. Роль культа бога Диониса имело большое значение в формировании театра и жанров греческой драматургии. Возникает трагедия, как основной драматический жанр, имевшая специфические особенности этого жанра и его построения. Главной особенностью греческого театра было присутствие хора; актер играл в пьесах различные роли в масках и существовал закон трех актеров - Протагонист, Девтерагонист, Тритагонист. Они были служителями бога Диониса.

Греческая мифология была основой всех видов искусств Древней Греции. Метафоричность и универсальность мифов стали основой использования их в качестве сюжетов античными драматургами.

Эсхил (525-456 до н.э.) – «отец трагедии», певец величественных образов. Переплетение у Эсхила элементов традиционного мироощущения с установками, порожденными развивающейся демократической государственностью. Драматизация и переосмысление мифологических сказаний в соответствии с выдвигаемой проблематикой. С Эсхила начинается формирование жанра трагедии. Он создает трилогии: «Персы» (472) – единственная трагедия на исторический сюжет; трилогия «Орестея» (458) – наиболее зрелое произведение Эсхила, утверждается идея государственности и гражданского правопорядка. Трагедия «Прометей прикованный» Эсхила имеет философское содержание, выражает страстное отстаивание мира цивилизации.

Театральные реформы Эсхила: введение второго актера, увеличение диалогических частей и усиление в связи с этим драматизации действия.

Софокл (ок.496-406) – поэт расцвета афинской рабовладельческой демократии, певец века Перикла и идеального гражданина. В 468 г. до н.э. он одержал победу над Эсхилом. Своеобразным было отношение драматурга к философии софистов. Герои трагедий Софокла - это благородство и величие, цельность и простота их характеров. «Антигона» (ок.442) - общественный смысл конфликта между Антигоной и Креонтом, героизм и самопожертвование Антигоны, ее нравственная победа над Креонтом. «Царь Эдип» (ок.429) - проблема рока и свободы человеческой личности, проблема вины и ответственности за совершенные им деяния; Эдип – первый герой греческого театра, который хочет избежать своей судьбы; Эдип – символ вечного стремления человечества к знанию, к открытию тайн макро - и микрокосмоса. Пьеса имеет четкую композицию.

Театральные реформы Софокла: введение третьего актера, увеличение числа хоревтов до 15, отказ от создания связанных трилогий и сохранение самостоятельного значения за каждой трагедией. Дальнейшая драматизация действия, акцент на внутренних переживаниях героя.

Еврипид (480-406). Отражение в творчестве драматурга социального и идейного кризиса афинской демократии последней четверти V в. до н.э. Он критикует старые религиозные воззрения, мифологическую систему и свободное обращается с мифами. В произведениях Еврипида намеренное снижение героического идеала человека; изображение людей «такими, каковы они в действительности» (Аристотель); острота конфликтов, глубокое проникновение в мир душевных переживаний человека; внесение в трагедию бытовых элементов, усложнение интриги. «Медея (431) - впервые в греческой драме встает тема трагического одиночества человека, изображение внутреннего разлада в душе героини, что явилось открытием Еврипида и это, в свою очередь, оказало влияние на трагедию нового типа (на трагедии Расина) и на психологическую драму. «Ипполит» (428) - новизна тематики, образа Ипполита, отрешенного от жизни, создан под воздействием современных Еврипиду философских учений. «Электра» (ок.413) - миф без героического ореола. Приближение действующих лиц и обстановки к быту.

Новаторство Еврипида: новые средства театральной выразительности, дальнейшее уменьшение роли хора, своеобразный характер пролога и развязок («бог машины»), широкое использование монодий и словесных состязаний (агон).

Происхождение и развитие греческой комедии. Связь с культом бога Диониса, с радостными сторонами его возрождения. Смех и плач, их ритуальный характер. Связь комедии с карнавалом. Карикатурные, смешные маски карнавала, связь с определенными лицами, их узнаваемость. Аттический комос (гулянка, празднество). Политическая злободневность древнеаттической комедии. Структура древней аттической комедии (агон, парабаз и т.д), роль песенно-танцевального элемента.

Аристофан (ок.446-ок.385) – «отец комедии». Острая политическая направленность творчества Аристофана в период обострения кризиса греческой демократии. Развитие традиций карнавала в творчестве драматурга. Комедии «Ахарняне» (426) и «Всадники» (424) - критика внутренней и внешней политики афинской демократии периода кризиса. Отношение к Пелопоннесской войне, борьба за мир – «Мир» (421), «Лисистрата» (411). Образ демагога в комедии «Всадники». Нападки на философию софистов и новую систему воспитания юношества в комедии «Облака» (423). Защита Аристофаном воспитательной роли искусства.

Изобретательность и смелость Аристофана в построении комедийных конфликтов; смешение реальности и фантастики; приемы карикатуры и шаржа в характеристике действующих лиц.

Аристотель (384-322). «Поэтика» {402} - первое дошедшее до нас систематическое изложение теории поэтического искусства. Учение о трагедии и ее составных элементах. Учение о катарсисе, утверждение воспитательного значения трагедии. Поэтики Аристотеля имеет большое значение в формировании и развитии эстетической мысли.

Театр эпохи эллинизма (III-I вв. до н.э.). Потеря Грецией политической независимости (338 до н.э.), сохранение значения как культурного центра. Создание империи Александра Македонского и быстрый распад после смерти Александра (323 до н.э.). Проникновение греческой культуры в восточные страны. Эпикуризм и стоицизм как новое мироощущение. Восприятие жизни как игра случая. Отказ от общественно-политической проблематики и хорового начала драматургии.

Новая аттическая комедия и яркий его представитель Менандр (ок.343-ок.291). Темы и проблематика новой комедии: семейные конфликты, вопросы брака, воспитания и т.д.; постоянные типы-маски, искусное ведение сложной любовно-психологической интриги. Заметное влияние Еврипида на новую комедию. Менандр – самый выдающийся представитель новой аттической комедии. «Брюзга» - единственная полностью дошедшая до нас комедия. «Третейский суд», отражение гуманных нравов в обществе (одинаковые требования к мужчине и женщине, добрая гетера и т.д.). Популярность Менандра в античном мире была огромна.

Сценическая техника эллинистического театра изменилась, происходит профессионализация актеров, появление новых разнообразных масок. Устройство театра: перенос места для игры актеров с орхестра на возвышенную площадку (логейон) как отражение изменений в драматургии (исключение хора из драмы) и повышения интереса к исполнительскому мастерству. Театр мимов {385}, участие в представлении женщин. Выступление исполнителей без масок.

Театр (от греч. theatron - места для зрелища, зрелище), основной род зрелищного искусства. Родовое понятие театра подразделяется на виды театрального искусства: драматический театр, оперный, балетный, театр пантомимы и т.д. Происхождение термина связано с древнегреческим античным театром, где именно так назывались места в зрительном зале (от греческого глагола "теаомай" - смотрю). Однако сегодня значение этого термина чрезвычайно многообразно
Музыкальные стили и направления ХХ века