История искусства Античный театр Древней Греции Средневековый театр Русское искусство ХVII - ХVIII веков Театр эпохи Возрождения Венская классическая школа Балетный театр Русский драматический театр

[an error occurred while processing this directive]

Венская классическая школа

Утверждается национальная школа в Австрии, получившая название «венская классика». Расцвет симфонической музыки связан с творчеством композиторов Гайдна, Моцарта, Бетховена. Музыкальные произведения этих гениальных композиторов отражают высшую стадию развития классицизма и барокко.

Стремление к целостности художественного произведения, совершенству формы и строгим пропорциям ее частей; единство и борьба противоположностей, главная партия порождает контрастную ей побочную и т.д. – принципы симфонизма венских классиков, открывших новые пути для развития музыкального искусства.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791). Музыкальная одаренность, лучистость, внутренняя гармония и жизнерадостность натуры юного Моцарта – чудо ХVIII в. Занятия с отцом (с 4 лет) и первые выступления состоялись в родном Зальцбурге, а затем в крупнейших городах Европы (с 6 лет), в том числе и в Вене. Издание первого сборника (1764) в Париже – четыре сонаты для клавира и скрипки (в 8 лет). Учеба в Лондоне у сына великого композитора – Иоганна Христиана Баха. Здесь же произошло рождение композитора. Лондонские сочинения – это первые симфонии, первые опыты создания оперы (12 лет), подражание итальянским комическим операм. Поездка в Италию и участие юного композитора, наравне со взрослыми, в состязании филармонической Болонской академии. Получение 14-летним гением звания академика. Заказ Миланского театра «Ла Скала» и работа над собственной оперой «Матридат, царь Понтийский», оглушительный успех. Встреча в 1772 г. с кумиром и учителем Иозефом Гайдном (1732-1809). В творчестве этого композитора окончательно сложились принципы классической симфонической музыки.

Тягостная служба Моцарта при дворе архиепископа: неоднократные попытки бежать и, наконец, добровольный отказ от службы. Первый год свободы: рождение оперы «Похищение из сераля» {428} и женитьба на Констанце Вебер. Премьера в Немецком театре в Вене. Моцарт – автор безмятежно-радостных зингшпилей {423}.

Отход от итальянских форм опер. Рождение лучезарных опер, получивших название «веселых драм» - «Свадьба Фигаро» (1785-1786), «Дон Жуан» (1787). Успешные постановки в Праге. Создано всего: 17 опер, 50 симфоний, в том числе сразу ставшая популярной Симфония № 40 соль минор {audio198} (1788),а также клавирные концерты, фантазии, квартеты, квинтеты, 40 песен, духовные произведения, оратории. Всего 626 произведений. «Маленькая серенада» {audio199}, «Рондо» {audio200}

Опера со сказочным сюжетом, опирающаяся на народные песни, «Волшебная флейта» (1791) {433} для Венского театра. Пронизанная светом увертюра к опере как большое музыкально-поэтическое полотно в духе просветительских идей, названное П.И.Чайковским «симфоническое чудо». Образ Зарастро – новый тип героя, воплощает идеальный образ мудрого, просвещенного правителя. Премьера состоялась за два месяца до кончины.

Последнее произведение Моцарта «Реквием» - это похоронная месса, написанная по заказу. Вскоре тяжелая болезнь и смерть в 35 лет. Существуют различные версии о смерти Моцарта, одна из которых - отравление Сальери. Одноактная трагедия А.С.Пушкина опирается именно на эту последнюю версию. Но тема трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» шире, затрагивает философские проблемы личности и творчества.

Людвиг ван Бетховен (1770-1827). Начало творческой деятельности (с 11 лет) в качестве органиста в церкви, при княжеском дворе. Первые вариации юный композитор создал для фортепьяно на тему марша (12 лет). Поездка в Вену к Моцарту (1787); пророческие слова великого композитора: «Он заставит всех говорить о себе». Стремление учиться у Моцарта и разрушение мечты из-за внезапной смерти композитора. Уроки у 60-летнего Гайдна (1792). Восхищение титулованных слушателей сочинениями композитора и настороженное отношение к независимому нраву Бетховена.

1789 г. – Великая Французская революция. Создание «Третьей симфонии», попытка назвать ее «Бонапарт», разочарование человеком, назвавшим себя императором, а значит тираном. Окончательное название «Героическая» симфония.

 Выражение главного девиза композитора: «Через борьбу – к победе!» получило наиболее полное воплощение в симфонии № 5 (1805-1808). «Пятая симфония» {audio202} отражает напряженную борьбу человека с судьбой, которая заканчивается торжеством человека-борца.

1824 г. – первое звучание «Девятой симфонии» в Венском театре «Кертнертор»; дирижировал сам Бетховен, но уже глухой. Новаторские черты произведения: героико-философский пафос, обращение ко всему человечеству, впервые вместе с оркестром выступает хор и солисты со словами «О, братья! Довольно печали! Будем гимны петь безбрежному веселью и светлой, светлой радости!». Своеобразный финал симфонии – использование «оды к радости!» {audio203} Ф.Шиллера, заканчивающейся призывом «Обнимитесь, миллионы!». Развитие симфонии как движение от мрака к свету, как восхождение от страдания и борьбы к победе.

Широкий диапазон сочинений Бетховена: симфонии (9), концерты (5) для фортепьяно с оркестром, скрипичный концерт, опера «Фиделио», балет «Творения Прометея», увертюра (11), оратории, фантазии, скерцо, песни, камерные произведения, фортепьянные сонаты (32), «Торжественная месса», обработка народных песен, песни на стихи различных авторов (40) и т.д.

Сонаты в сочинениях Бетховена превратились в маленькие симфонии – «Аппассионата» (страстная, воодушевленная), навеянная пьесой В.Шекспира «Буря»; мощное утверждение веры в человека. «Лунная соната» {audio201} как сложное переплетение чувств: от горечи одиночества до сильного порыва в светлое будущее.

Театральное искусство обладает специфическими особенностями, делающими его произведения уникальными, не имеющими аналогов в других родах и видах искусства. Прежде всего, это синтетическая природа театра. Его произведения с легкостью включают в себя практически все иные искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство (живопись, скульптуру, графику и т.д.), вокал, хореографию и др.;
Музыкальные стили и направления ХХ века