История искусства Античный театр Древней Греции Средневековый театр Русское искусство ХVII - ХVIII веков Театр эпохи Возрождения Венская классическая школа Балетный театр Русский драматический театр

[an error occurred while processing this directive]

Театр эпохи Возрождения

Гуманизм - характерная черта культуры и искусства эпохи Возрождения в Италии. Переворот, произведенный гуманистами в драматургии и театре: отказ от религиозной тематики, создание драматургии, рисующей борьбу земных, человеческих страстей. Синтез гуманистической культуры и традиций народного театра. Национальное своеобразие ренессансного театра в разных странах. Поздний характер развития театра по сравнению с другими видами искусств.

Итальянский театр. Развитие театра гуманистов в конце ХV в. Два направления в итальянской театральной культуре ХVI в.: учено-гуманистический театр, аристократический по своему характеру; и комедия дель арте (401), подлинно народный театр.

«Ученая комедия» ХVI в., она исполнялась исключительно на латинском языке и была понятна только для узкого круга образованной аудитории. Комедии Лодовико Ариосто (1474-1533) «Шкатулка» («Комедия о сундуке», 1508) и «Подмененные» (1509) отражают современную итальянскую жизнь, в которую включаются и сатирические мотивы. «Мандрагора» (1514) Никколо Макиавелли (1469-1527) – образец сатирической комедии нравов, в которой открыто выражены антиклерикальные взгляды автора. Джордано Бруно (1548-1600) и его комедия «Подсвечник» (1582) осмеивает суеверие и педантизм. Новое отношение гуманистов к природе. Пастораль и ее развитие: идиллическое изображение сельской жизни. «Аминта» (1573) Торквато Тассо (1544-1595) – лучший образец пасторальной драмы, в которой раскрылись ренессансные мотивы.

Комедия дель арте и развитие актерского искусства. В период наступившей феодально-католической реакции происходит формирование профессиональных актеров. Анджело Беолько (Рудзанте, 1502-1542) – падуанский народный актер и драматург. С его творчества начинается создание постоянных типов персонажей (масок), импровизации, сценария, ставших основными чертами жанра комедии дель арте (комедии масок).

В середине ХVI в. возникает комедия дель арте – импровизированная народная комедия масок. Основные компоненты народной комедии: маска, импровизация, буффонада, диалекты. Типы масок и сатирическое отражение в них современности, эволюция отдельных масок (Арлекино, Доктор, Капитан). В комедии дель арте важную роль играли музыка, пение и танец. С комедии дель арте происходит формирование европейского профессионального сценического искусства. Гастроли итальянских комедиантов в Европе оказали влияние на развитие театра других стран. В конце ХVII в происходит упадок комедии масок, ослабление его сатирического звучания, усиливается развлекательность.

Испания. Своеобразие испанского гуманизма: его народность, демократические тенденции, дух непокорности, свободомыслия. До окончания Реконкисты светский театр был запрещен. В придворном и школьно-гуманистическом театре ХV-ХVI вв. широкое распространение получает религиозная драма (ауто). Основные черты испанского театра – это демократизм и народность. В середине ХVI в. начинает формироваться профессиональное актерское творчество.

Первые ростки светской драмы в испанском театре. Лопе де Руэда (1510-1565) – родоначальник испанского народного театра. Его пьесы «Страна Хуаха», «Оливы» изображают народный быт, юмор, типы, которые носят фарсовый характер. Мигель Сервантес (1547-1616) и его трагедия «Нумансия» (1588) утверждает жанр национальной народно-героической трагедии. Трагедия отличается патриотическим пафосом, демократизмом.

Творчество Лопе де Вега (1562-1635) является вершиной испанского ренессансного театра. Л.де Вега является родоначальником театра барокко в Испании и основателем всех жанров испанского театра. Его отличают тематическое разнообразие, творческая плодовитость, поэтическое мастерство. Лопе де Вега разрабатывает тему чести в драматургии: «Фуэнте Овехуна» изображает крестьянское восстание против феодала-насильника. Создает жанр комедии «плаща и шпаги», в которых критикует сословные предрассудки: «Собака на сене», «Девушка с кувшином».

Тирсо де Молина (1583-1648) продолжает традиции Л. де Вега. Его комедия «Севильский озорник» (1630) стала первой обработкой легенды о Дон Жуане. Его комедия «Дон Хиль Зеленые штаны» - образец виртуозной комедийной техники.

Педро Кальдерон (1600-1681) стал вторым крупным драматургом Испании после Лопе де Вега. Он - драматург испанского барокко. В его творчестве получили отражение противоречия эпохи. Его драма «Жизнь есть сон» поднимает морально-философские проблемы, в ней пересматриваются взгляды гуманистов. Кальдерон продолжает развивать жанр комедии «плаща и шпаги», но придает иное стилевое своеобразие в пьесе «Дама-невидимка».

Англия. Расцвет культуры в ХVI в. Использование новой английской драматургией опыта площадного народного театра с одновременным усвоением традиций ренессансной драмы. Уже в ранней английской драме формируются жанры трагедии, комедии и хроники. Предшественниками Шекспира были «университетские умы» - Джон Лили (ок.1554-1606), Роберт Грин (1558-1592). Среди них - крупнейший драматург Кристофер Марло (1564-1593). Он создал титанические образы в трагедиях «Тамерлан Великий» (1587) и «Трагическая история доктора Фауста» (1588).

Вильям Шекспир (1564-1616) – величайший драматург эпохи Возрождения. Периодизация его творчества.

Оптимистический период: историческая хроника «Ричард III» (1592) и обличение кровавого мира феодализма и монарха-узурпатора; развитие этой темы в хронике «Генрих IV» (1597) и значение образа Фальстафа, фальстафовского фона. Трагедия «Ромео и Джульетта» (1594) и торжество новой гуманистической морали над феодально-сословными отношениями. Комедии Шекспира первого периода. «Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь» - это прославление свободной личности и гуманистического мироощущения.

Великие трагедии Шекспира второго периода – вершина его творчества. «Гамлет» (1601) – тема кризиса гуманистического мировоззрения, разрыв между гуманистическими идеалами и действительностью. Философский смысл трагедии. «Отелло» (1604) как трагедия гуманистического доверия к человеку. «Король Лир» (1605), духовная эволюция героя, осознание им несправедливости мира.

Третий период творчества Шекспира – это обращение к поэтической условности, романтической приподнятости характеров. Трагикомедии «Зимняя сказка» (1611) и «Буря» (1612) как мир вымысла и веры в идеалы гуманизма. Значение Шекспира в истории мирового театра необычайно велико.

Формирование английского профессионального театра трех видов: придворный, частный и публичный театр. Ведущим театром был театр «Глобус», в составе труппы которого отсутствовали актрисы; принцип постановки и оформления спектакля отличался условностью; устройство зрительного зала и сцены имел демократический характер. Ричард Бербедж (1567-1619) был исполнителем ведущих трагических ролей в пьесах Шекспира и выразителем реалистических устремлений в английском сценическом искусстве. Творчество комических актеров Ричарда Тарльтона, Вильяма Кемпа связано с фарсовой традицией.

Театральное искусство обладает специфическими особенностями, делающими его произведения уникальными, не имеющими аналогов в других родах и видах искусства. Прежде всего, это синтетическая природа театра. Его произведения с легкостью включают в себя практически все иные искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство (живопись, скульптуру, графику и т.д.), вокал, хореографию и др.;
Музыкальные стили и направления ХХ века