История искусства Античный театр Древней Греции Средневековый театр Русское искусство ХVII - ХVIII веков Театр эпохи Возрождения Венская классическая школа Балетный театр Русский драматический театр

Русское искусство ХVII - ХVIII веков.

Со второй половины ХVII в. начинается новый период в истории русской культуры, как и в истории России в целом. Начинается разрушение традиционного средневекового мировоззрения, религиозного по своей сути. Шел процесс «обмирщения» культуры, т.е. придания ей светского характера, освобождения ее из-под духовной диктатуры церкви. Церковь теряет ведущую роль в распространении идей и культурных ценностей. Крепнет представление о самоценности земной жизни с ее радостями и невзгодами, возрастает внимание к самому человеку, к его роли в событиях и в определении собственной судьбы, осознание значение его активной деятельности.

Борьба светского и феодально-клерикального направлений и составляла основное содержание развития русской культуры ХVII в.

Зодчество. Отказ от строгих церковных канонов. Главное, что характеризует архитектуру этого времени – это отход от средневековой строгости и простоты, стремление к внешней нарядности, живописности, усиление в ней декоративного начала. Стиль «дивное узорочье» - так назвали сами современники суть новых веяний в зодчестве. Усиление светских мотивов в храмовом строительстве: архитектурные ансамбли – церковь Рождества в Путинках, Новоиерусалимский монастырь; московское барокко – церковь Покрова в Филях, трапезная Троице-Сергиева монастыря, украшенная цветными изразцами церковь Зосимы и Савватия, богато декорированный небольшой пятишатровый собор в Вязьме, многоярусная колокольня Новодевичьего монастыря, Печатный двор, Сухарева башня. Продолжают развиваться традиции шатровой архитектуры, в которых все более заметно выступает стремление к внешней нарядности, декоративности убранства. Наиболее эффектным памятником такого типа храма является Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе (1628), прозванная в народе «Дивной». Нарядная церковь была построена по заказу Д.М.Пожарского в Медведкове под Москвой. Постепенно церкви становятся похожими на светские хоромы с характерной для них асимметричностью формы; к основному массиву здания пристраивались различные пристройки, крытые паперти-галереи и нарядные крыльца; различные части здания соединялись переходами, а в целом оно походило на ансамбль построек.

Заказчиками церквей все чаще становились купцы и посадские общины. Именно в «посадских» храмах {406} наиболее выразительно проявилось светское начало, отражались вкусы и настроения демократических слоев населения.

Стремление к украшению, нарядности заметно в крепостной архитектуре кремлей и монастырей. Изменил свой облик Московский кремль. Теремный дворец в Московском Кремле (1635-1636), построенный русскими зодчими Б.Огурцовым, А.Константиновым, Л.Ушаковым, современники оценили как «зело пречудные палаты»: два пояса многоцветных сверкающих изразцов, резные белокаменные наличники, золоченая кровля, красочные узоры на стенах придавали дворцу живописный, сказочный вид. Богатой декоративной отделкой были украшены башни Ново-Девичьего, Донского, Троице-Сергиева и других монастырей.

В конце столетия утверждается нарышкинский стиль или «московское барокко». В оформлении этого стиля сыграла западноевропейская архитектура. Характерными чертами нового стиля стали четкость и симметричность композиции, тщательная разработка деталей при сохранении и развитии приемов многоцветной декоративной обработки здания (декоративная резьба по белому камню, цветные изразцы, раскраска фасадов). Это церковь Покрова в Филях (1690-1693), построенный братом царицы Л.К.Нарышкиным; трапезная Троице-Сергиева монастыря; сплошь покрытый многоцветными изразцами Крутицкий теремок (зодч. О.Старцев); соборы в Рязани и Астрахани; богато украшенный белокаменной резьбой здание Печатного двора (1679); Сухарева башня (1692-1701, зодч. М.Чоглоков). Этот нарышкинский стиль получает дальнейшее развитие в ХVIII в.

Живопись. В станковой живописи черты нового стиля проявились в работах С.Ушакова. Он написал для ц.Троицы в Никитниках голову Христа (1657) в архиерейском уборе – «Спас Великий архиерей». Самое известное произведение Ушакова – «Спас нерукотворный», в котором с использованием светотени хорошо передана объемность классически правильного человеческого лица, ткань, на которой, согласно церковному преданию, возник образ Христа. Он создал свою «Троицу» (1671), воспевающую земную красоту, изобразил ангелов цветущими, полными здоровья.

С пробуждением интереса к человеку, к отдельной личности связано появление и развитие портретной или «парсунной» живописи – первого светского жанра. В первой половине ХVII в. парсуны писались в старой иконописной манере в старой иконной технике – на доске, яичными красками. Теперь изображения стали более реалистичными, стали точнее передавать индивидуальные черты. Таковы портреты царя Алексея Михайловича и царя Федора Алексеевича. Живописцы стали писать по западному образцу – масляной краской на холсте. Это портреты Б.П.Репнина, стольника Г.П.Годунова, Л.К.Нарышкина и др.

Реформы Петра I. Утверждение абсолютной монархии. Сознательное стремление к европеизации России.

Архитектура и строительство первой четверти ХVIII в. связано с большими успехами. Строительство Петербурга (столица с 1712) – наиболее полное воплощение принципов архитектуры нового времени: предварительный план застройки города, выработка особого типа регулярной планировки городских ансамблей с системой улиц, кварталов, площадей. Для строительства были приглашены иностранные архитекторы – Ж.Леблом, Д.Трезини, Б.Растрелли. Только после 1724 г. в нем стали участвовать и русские - И.К.Коробов, М.Г.Земцов. Петербург – это выражение силы, мощи и величия Российской империи, поэтому все силы были направлены на строительство (с 1703) столицы.

Доменико Трезини (1670-1734) – руководитель первого этапа строительства Петербурга, автор идеи регулярного города, «типовых проектов», жилых зданий трех категорий: для «именитых» граждан, для «зажиточных» и «подлых» людей. Его раннее адмиралтейство, здание Двенадцати коллегий, собор Петропавловской крепости.

Строительство загородных дворцов с парковыми ансамблями. Петергоф – загородная резиденция Петра I.

Расцвет русского барокко {405}. Деятельность Бартоломео Растрелли (1675-1744). Декоративное оформление Петергофа, скульптурные портреты. Бартоломео Растрелли-младший (1700-1771) – русский архитектор, автор Смольного монастыря, Зимнего дворца, Большого дворца в Петергофе, Екатерининского дворца в Царском селе.

Постепенно начинают возникать другие города – Азов, Таганрог.

Получают развитие нового типа построек, разнообразие городских зданий специального назначения, дворянские усадьбы - Хамовный двор, Суконный двор, Большой каменный мост, Арсенал в Кремле, трехэтажное здание Главной аптеки, «Комедийная хоромина» в Москве на Красной площади для театральных представлений, помещение для мануфактур.

60-е годы ХVIII в. – закладывание основ русского классицизма {390}. Ансамбль, организация пространства: строгая симметрия, прямые линии, прямые ряды колонн – главная ценность классицизма.

Петербург представляют три главных архитектора этого периода. Усадебное строительство, Дворцовая площадь архитектора К.И.Росси (1775-1849). Его монументальные ампирные {435} ансамбли в Петербурге: Михайловский дворец (ныне Русский музей), ансамбль Александринского театра, улица Зодчего Росси и площадь Ломоносова. Затем А.Н.Воронихин (1759-1814): проекты Казанского собора и Горного института в Петербурге, архитектурные ансамбли в Павловке и Петергофе. А.Д.Захаров (1761-1811): здание Адмиралтейства в Петербурге, собор в Кронштадте, проекты «образцовых» (типовых) сооружений для русских городов.

В Москве и частично в Петербурге - архитектор В.П.Баженов (1737/38-1799). Его Дворцово-парковый ансамбль в Царицыно, дома Пашкова в Москве, Михайловский замок в Петербурге отличаются смелостью композиции, разнообразием замыслов, сочетанием западного и русского стилей. М.Ф.Казаков (1738-1812) – составитель генерального плана Москвы, организатор архитектурной школы: Сенат московского Кремля, Московский университет, Голицынская больница, Петровский дворец, Дворянское собрание.

Изобразительное искусство. Расцвет портретной живописи. Самобытность художественной линии русского портрета и лиризм, изящество и мягкость формы в творчестве А.Матвеева (1701-1739) – «Автопортрет с женой». И.Никитин (1690-1742) – основоположник русской светской живописи, был в числе первых пенсионеров, обучавшихся в Италии: «Портрет напольного гетмана» {Прил.115}, «Петр I на смертном ложе», «Портрет Петра I» {Прил.116}.

В 1721 г. Россия стала империей, Сенат присвоил Петру I титул императора. В этом году впервые была проведена новая церемония коронации. Впоследствии этот торжественный акт сопровождал вступление на престол каждого нового монарха.

Во второй половине ХVIII в. значительно вырос международный авторитет России. В результате военных побед она превратилась в одну из сильнейших европейских держав. Литература и искусство более органично входят в общественно-культурную жизнь. В большой моде были домашние спектакли. Устраиваются ежегодные выставки живописи в Академии художеств. Культурным центром стал Эрмитаж. С 1764 г. было положено начало собиранию коллекций художественных ценностей, картин западноевропейских мастеров. В театре Эрмитажа устраивались спектакли, музыкальные вечера.

В этот период искусство становится более сложным в жанровом отношении. В академической живописи складывается система жанров: портрет, монументально-декоративная живопись, пейзаж, театрально-декорационное искусство, историческая живопись. Последней в Академии длительное время отдавалось предпочтение перед другими жанрами. Первым русским историческим живописцем был А.П.Лосенко (1737-1773). Он окончил Академию художеств, учился за границей. Его известная картина «Владимир перед Рогнедой» (1770). Обращение к национальной тематике характерно творчеству Г.И.Угрюмова (1764-1823) – «Избрание Михаила Федоровича на царство», «Взятие Казани».

Зарождение «придворного» направления в живописи. Лучшие портретисты: А.П.Антропов (1716-1795), В.Боровиковский (1757-1825). Расцвет творчества Ф.С.Рокотова (1735-1808) – «Портрет А.П.Струйской» {Прил.117}, «Портрет В.И.Майкова» {Прил.118}. Д.Г.Левицкий (1735-1822) – «Портрет Урсулы Мнишек» {Прил.119}. Классицизм в творчестве русских живописцев: Ф.А.Бруни, В.К.Шебцев. К.Брюллов - «Всадница» {Прил.121}. Крупнейший скульптор Этьенн-Морис Фальконе (1716-1791), создавший «Медного всадника» {Прил.122}.

Театр (от греч. theatron - места для зрелища, зрелище), основной род зрелищного искусства. Родовое понятие театра подразделяется на виды театрального искусства: драматический театр, оперный, балетный, театр пантомимы и т.д. Происхождение термина связано с древнегреческим античным театром, где именно так назывались места в зрительном зале (от греческого глагола "теаомай" - смотрю). Однако сегодня значение этого термина чрезвычайно многообразно
Музыкальные стили и направления ХХ века