Изобразительное
искусство Древней Греции и Рима. Греческая культура достигла своего расцвета
в V в. до н.э. На развитие культуры оказало влияние древнегреческая мифология.
Образы богов антропоморфны. Отличие богов от людей: боги бессмертны, вечно молодые
и здоровые.
Античный театр Древней
Греции. Античный театр – это одно из самых ярких проявлений античной культуры,
сыгравшей основополагающую роль в развитии европейской культурной традиции. История
греко-римской театральной культуры охватывает не менее чем целое тысячелетие (V
в. до н.э. –V в. н.э.).
Античный
театр Древнего Рима Театр Римской республики (середина III в. до н.э. - конец
I в. до н.э.). Превращение Рима в сильнейшее государство. Покорение Македонии
(148 г. до н.э.) и Греции (146 г. до н.э.). Завершение политического объединения
Средиземноморья. Восстания рабов. Гражданские войны II-I вв. до н.э. Кризис республики.
Хореографическая
культура античного мира. Искусство танца Древней Греции. «Илиада» и «Одиссея»
Гомера – важнейший источник информации об этом времени и самого древнего описания
танцев (VIII в. до н. э. ). Танцы, посвященные культу животных: наглядно-изобразительный
характер, тесная связь с песней (VIII-VI вв. до н. э.).
Русское
изобразительное искусство ХI-ХVI веков. Живопись. Домонгольский период ХI-ХII
вв. – это период княжеских междуусобиц, феодальной раздробленности. Существовали
существенные различия между искусством Киева, Новгорода и Владимира. Освоение
византийской культуры привнесло новые элементы в развитие русской культуры, прежде
всего Киева. В ХII в. усиливается рост монастырей, аскетизма, живопись становится
строгой, напряженной, драматичной. Дают о себе знать первые признаки русской школы.
Изобразительное
искусство западного средневековья ХII-ХV веков. Христианство, которое пришло
на смену варварству, принесло огромные преобразования. Но отношение к человеку
изменилось. Если античность выдвигала человека образцом всего, то теперь человек
– источник греха. Возникает ощущение неуверенности, страха перед неизбежным судом.
Церковь становится центром культуры.
Средневековый
театр Средневековая идеология исходила из представлений о бренности жизни,
о тщете помыслов и дел человека. Господство церкви означало запрет светских забав
и зрелищ, в их числе и театр.
Хореографическая культура
средневековья Борьба народной культуры с церковным театром. Гистрионы
{385}, жонглеры, шпильманы – носители профессионального актерского мастерства.
Ваганты, разнообразие жанров их искусства. Техника танца жонглеров,
искусство жеста и акробатики. Преследование их церковью.
Изобразительное
искусство эпохи Возрождения и барокко. Гуманизм как характерная черта искусства
эпохи Возрождения в Италии. Светское вольномыслие, антиклерикальный характер произведений,
обращение к античности, гуманистическое мировоззрение, культ красоты – этико-философские
и эстетические основы творчества.
Русское
искусство ХVII - ХVIII веков. Со второй половины ХVII в. начинается новый
период в истории русской культуры, как и в истории России в целом. Начинается
разрушение традиционного средневекового мировоззрения, религиозного по своей сути.
Шел процесс «обмирщения» культуры, т.е. придания ей светского характера, освобождения
ее из-под духовной диктатуры церкви.
Театр
эпохи Возрождения Гуманизм - характерная черта культуры и искусства эпохи
Возрождения в Италии. Переворот, произведенный гуманистами в драматургии и театре:
отказ от религиозной тематики, создание драматургии, рисующей борьбу земных, человеческих
страстей. Синтез гуманистической культуры и традиций народного театра. Национальное
своеобразие ренессансного театра в разных странах. Поздний характер развития театра
по сравнению с другими видами искусств.
Рождение
оперной и инструментальной музыки Эпоха Возрождения – это грандиозный расцвет
пространственных изобразительных искусств. В ХVI-ХVII вв. начинается развитие
серьезной музыки, то есть движения во времени. Утверждается стиль музыкального
барокко {405} – мир чувственных страстей, сочетающий противоречия динамики и статики.
Барокко выразило мировоззрение и духовный смысл эпохи, противоречивость эстетики
и ее художественный идеал.
Хореографическая
культура эпохи Возрождения Значение гуманистов в развитии ренессансной культуры.
Место искусства в борьбе против феодально-церковной идеологии. Возникновение профессиональных
актеров и профессионального театра. Связь ренессансного театра с народной культурой.
Возникновение и эволюция жанров музыкального театра – оперы и балета.
Театр
классицизма ХVII века Искусство ХVII в.: создание целостных философско-художественных
систем; идея гармонического единства мира, достигнутого путем подчинения отдельной
личности интересам всеобщего. Пафос само обуздания человека в искусстве барокко
и классицизма. Синтетический характер барокко; тенденция к слиянию разных видов
искусства; монументальность формы.
Развитие
русской национальной драматургии и театра. Классицизм. Национальное своеобразие
русского классицизма заключалось в значении патриотической тематики, в разработке
норм русского литературного языка. Основные этапы развития русского классицизма
связаны с выдающимися именами драматургов, чьи произведения стали основой репертуара
формирующегося русского национального театра.
Венская
классическая школа Утверждается национальная школа в Австрии, получившая название
«венская классика». Расцвет симфонической музыки связан с творчеством композиторов
Гайдна, Моцарта, Бетховена. Музыкальные произведения этих гениальных композиторов
отражают высшую стадию развития классицизма и барокко.
Изобразительное
искусство эпохи Просвещения ХVII-ХVIII веков. Расцвет национальной школы живописи
в Англии. Уильям Хогарт (1697-1764) – график, живописец, теоретик искусства: трактат
«Анализ красоты». Он создал серию картин «Карьера проститутки», «Карьера мота»,
был организатором художественных выставок. Хогарт мастер разоблачения пороков
аристократии, новатор в раскрытии новых тем, сюжетов, колорита. Фигуры в его картинах
лишены статичности, всегда охвачены каким-то действием (брачная церемония, игра
в карты). Некоторые картины объединены в циклы, в которых есть назидательность
и юмор, переходящий в сатиру: «Модный брак» и др. Он считал, что искусство должно
не столько развлекать, сколько развивать разум и душу человека, исправлять мораль
общества.
Европейский театр
эпохи Просвещения ХVIII века Просвещение – выражение идеологической борьбы
третьего сословия с феодализмом. Культ разума у просветителей; антифеодальный
и антиклерикальный характер, защита естественных прав человека. Национальные особенности
Просвещения в разных странах. Итоги ХVIII в. – политическая революция во Франции,
промышленная – в Англии, философская и эстетическая – в Германии.
Балетный
театр эпохи Просвещения ХVIII в. Эпоха Просвещения – один из значительных
этапов в развитии музыкального театра. Просветители ведут борьбу за реформу в
оперно-балетном театре. Они критикуют придворно-аристократический оперно-балетный
театр. Тесная связь хореографов с передовыми течениями в музыке и драматическом
театре способствовали реформам и превращению балетного представления в самостоятельный
жанр балетного спектакля.
Реформаторы
балета эпохи Просвещения ХVIII в. Теоретическое обоснование просветителями
необходимости выделения балета в самостоятельный жанр искусства, реформы в области
музыки, стремление актеров к драматизации сценического действия, интенсивное развитие
техники танца, – предпосылка коренной реформы балетного театра, проведенной Новерром.
Европейский
театр первой половины ХIХ века. Важнейшие события периода от 1789 до Парижской
Коммуны 1871 г.: наполеоновские войны, национально-освободительное движение в
ряде стран, Реставрация Бурбонов, революции 1830-1848 гг. и возрастающая роль
пролетариата.
Русский театр
первой половины ХIХ века Усиление общественного значения театра. Неуклонный
рост интереса к театру, социальный состав публики, отражение вопросов театра в
журналистике. Споры о путях развития русского театра, о его репертуаре. Усиление
интереса к искусству актера. Борьба и взаимодействие основных литературно-театральных
групп и кружков
Композиторы-романтики
ХIХ века ХIХ в. – это расцвет национальных композиторских школ. В Германии
– Шуман, Брамс, Вагнер; в Австрии – Шуберт; во Франции – Берлиоз, Бизе; в Италии
– Россини и Верди; в Норвегии – Григ; в Польше – Шопен, Монюшко;. В Чехии – Сметана,
Дворжак; в Венгрии – Лист, Эркель.
Балетный
театр Франции эпохи романтизма Субъективизм творчества поэтов-романтиков,
бегство от действительности, идеализация прошлого, интерес к экзотическим странам
и темам, уход в сферу чистого вымысла. Они утверждают образ героя-одиночки, противопоставленного
злу, царящему в общественной жизни. В.Гюго был ведущим теоретиком и писателем
романтизма. Романтизм получает развитие в симфонической и оперной музыке. Танцевальные
картины возникают в операх композиторов-романтиков, подготовившие почву для развития
романтической балетной партитуры (оперы Д.Обера, Дж.Мейербера и др).
Балетный
театр Италии и Дании первой половины ХIХ в. Завершение объединения Италии
(1870). Тесная связь романтизма с национально-освободительным движением. Интенсивное
развитие оперного искусства. Миланский театр «Ла Скала» - центр музыкальной культуры
Италии. Роль Миланской академии танца в формировании единой итальянской школы
классического танца. Миланская академия танца – центр хореографического образования
в Европе во второй половине ХIХ в.
Русский
балетный театр первой половины ХIХ в. Гражданская политическая проблематика
в трагедиях Н.Озерова и др. Преобладание классицистской манеры игры в драматическом
искусстве Е.Семеновой и А.Яковлева. Возрождение в русском балете интереса к мифологическим
сюжетам, античной пластике, костюмам (туника, сандалии).
Русская
театр второй половины ХIХ в. Драматургия 40-50-х годов. Деятельность Н.А.Некрасова
(1821-1878), его водевили и мелодрамы под псевдонимом Перепельского. «Осенняя
скука» о бессмысленности, ненужности и уродливости крепостнической жизни.
Европейское
изобразительное искусство на рубеже ХIХ-ХХ вв. Во второй половине ХIХ века
на смену «романтической битве» приходит реализм {394} в живописи Гюстава Курбе,
Франсуа Милле, Камиля Коро. Затем – группа молодых художников, совершивших переворот
в мировом искусстве. На первый план выходят поклонники пленэрной живописи – импрессионисты.
Русское
изобразительное искусство первой половины ХIХ века Для художественной культуры
первой половины ХIХ в. были характерны быстрая смена идейно-художественных направлений
по сравнению с предшествующим временем, одновременное сосуществование разных художественных
стилей. Отход от примитивности просветительской идеологии, лежавшей в основе эстетики
классицизма, когда мотивами действий героя были прежде всего гражданский долг
и общественное служение. Усиливается внимание к человеку, его внутреннему миру;
чувство, а не только долг, становится побудительным источником его поступков.
Русское
изобразительное искусство на рубеже ХIХ-ХХ веков Начиная с 60-х годов в истории
русского изобразительного искусства утверждается социально-бытовой жанр. Этот
жанр отражал «всеобщую, неудержимую потребность в выражении искусством всех сторон
жизни» (В.В.Стасов).